Служба новостей IDG, Сингапур
Шон Мелони утверждает, что с проблемой цифрового неравенства в одиночку не справиться любой, самой мощной ИТ-компании
Intel рассматривает свой недорогой персональный компьютер Classmate PC как решение, способное помочь в обучении школьникам развивающихся стран. И в этом корпорация не одинока. Проект OLPC (One Laptop Per Child — «ноутбук каждому ребенку») также направлен на создание недорогих мобильных компьютеров XO, с помощью которых можно в какой-то мере ликвидировать «цифровое неравенство» между промышленно развитыми и развивающимися странами.
В рамках этих двух проектов, которые пресса и аналитики часто называют конкурирующими, сделано уже немало.
Шон Мелони, исполнительный вице-президент и генеральный менеджер Intel по продажам и маркетингу, ответил на вопросы корреспондента службы новостей IDG Самнера Лемона.
Не конкурируют ли друг с другом Classmate PC и OLPC как проекты, ставящие своей целью ликвидировать цифровое неравенство на развивающихся рынках?
Немалую часть своей профессиональной карьеры я провел, путешествуя по развивающимся странам, и могу сказать, что масштаб проблемы цифрового неравенства невероятно велик. Ни одна отдельная компания не в состоянии справиться с этой задачей, будь то мы или участники проекта OLPC, Asustek или HP. Более того, сейчас предлагается несколько подходов к ее решению — и ни один не решает ее в полном объеме. Потребности различаются чрезвычайно сильно. Даже если выбрать одну страну, скажем, Индию, то у правительств штатов нет единого мнения о том, как следует браться за эту проблему.
Можно сказать, что эта задача под силу разве что тайваньским производителям, которые могут экономить за счет массового производства, снижая затраты за счет стандартизации.
И стандартизация помогает удерживать на низком уровне и накладные расходы…
Да, при стандартизации намного проще выполнять необходимый ремонт на местах, и логистика проще, и цепочки поставки и все остальное. Речь идет не только об устройстве. Речь идет также о программном обеспечении для нужд образования, о роли преподавателя в аудитории и о том, кто должен поддерживать все это на местах. Многие из этих стран, на самом деле, хотят решать задачу в комплексе, и кто-то должен выполнять интеграцию. Так что вопрос, на самом деле, не сводится исключительно к устройству, вне зависимости от того, это устройство Asustek, Classmate PC или OLPC.
Если не ограничиваться только сферой образования, как вы думаете, могут ли эти недорогие компьютеры способствовать распространению персональных компьютеров в развивающихся странах вообще?
Время покажет. В прошлом году я много времени провел в развивающихся странах и интересовался тем, сколько мобильных компьютеров среднего и старшего класса продано. Будь то Египет или Турция, Украина или Польша, Чехия, Бразилия или Аргентина, во всех торговых комплексах используются ноутбуки. Всего год назад в Китае такого не было: там, где раньше были персональные компьютеры, теперь применяют ноутбуки. То же самое можно увидеть и по всей Индии.
В разных странах у людей растут ожидания и повсюду характерно избирательное отношение к торговым маркам. Нельзя снисходительно заявить потребителям в развивающихся странах, что вообще-то мы производим полноценные ноутбуки с цветными 14-дюймовыми экранами, но они получат маленький. Это не пройдет. Мне кажется, что такие вещи, как Classmate PC, в большей степени предназначены для детей, поскольку у них меньше экран и клавиатура.
Цель заключается в том, чтобы дать школьникам развивающихся стран базовые навыки работы с персональными компьютерами, или это ключ к чему-то большему?
Речь, в первую очередь, идет о Web. У меня самого маленькие дети, и это почти неприлично: мои дети могут путешествовать в Web, а два миллиарда других детей — нет. И те, у кого нет доступа к Web, заведомо оказываются в проигрышном положении.