В Санкт-Петербурге стартовал «Региональный тур SAP 2007», программа которого в этом году в большей степени посвящена решениям для предприятий среднего и малого бизнеса. Если руководители крупных предприятий и без семинаров не были обделены вниманием со стороны вендора, то для представителей малого бизнеса подобные мероприятия являются фактически единственной возможностью для непосредственного общения со специалистами SAP.
Изменение направленности регионального тура отражает глобальную перестройку в компании. В последние годы многие вендоры переориентируются на SMB, но для SAP этот процесс особенно сложен, поскольку еще несколько лет назад она работала только напрямую и с очень крупными клиентами. А так как круг предприятий, внедряющих решения SAP, заметно расширился и с ними связь осуществляется в основном через партнеров, то сменилась и бизнес-модель.
В Петербурге у SAP пока четыре местных партнера, специализирующихся на внедрении решений для SMB. Еще есть представительства компаний (прежде всего московских), которые продвигают системы SAP в регионе. Однако партнеров пока не достаточно, если учитывать потенциалы местного рынка. SAP сейчас активно работает над тем, чтобы увеличить их количество.
Петербургский этап регионального тура прошел при поддержке местного партнера — компании «Ленвендо», которая специализируется на внедрении решений для среднего и малого бизнеса и лучше знает специфику региона. По словам Натальи Бурис, руководителя отдела продаж «Ленвендо», спрос на продукты SAP со стороны SMB растет, как и в других крупных российских городах. Однако есть особенности.
«Насколько нам известно, — заявила Бурис, — малый бизнес активнее внедряет системы SAP в Москве и некоторых других мегаполисах России, чем в Петербурге. У нас он консервативен. Со стороны средних предприятий рост спроса на ERP-системы вполне приемлемый и соответствует тенденциям на российском ИТ-рынке». (Согласно квалификации SAP, к среднему бизнесу относятся предприятия с оборотом от 10 до 100 млн. долл., а к малому — до 10 млн. долл.)
Проблему консерватизма малого бизнеса еще предстоит решить, хотя в московском представительстве SAP не считают, что она как-то особенно остро ощущается именно в Петербурге. Зато уже частично решена другая проблема. За последние несколько лет на петербургском рынке значительно улучшилась ситуация с наличием специалистов, знающих SAP. Раньше их не хватало, что сдержало продвижение систем этого производителя.
Кадровый приток произошел во многом благодаря регионам, на крупных предприятиях которых проходило внедрение SAP. Некоторые специалисты, участвовавшие в этих внедрениях, переехали в Петербург. В то же время остановился их отток в Москву.
Классных специалистов, по словам Бурис, по-прежнему не хватает. Однако, поскольку подобная нехватка характерна почти для всех сфер бизнеса, то и говорить о кадровом дефиците уже не стоит.