Традиционная конференция eLearnExpo была посвящена вопросам создания, развития и применения средств электронного обучения
«Средства электронного обучения и управления знаниями — одно из самых важных направлений развития систем образования во всем мире. Дистанционная форма обучения — это основа для создания систем массового непрерывного самообучения, дающая независимость от социального и географического положения человека», — отмечали участники четвертой международной выставки и конференции eLearnExpo, прошедшей в Москве в конце мая.
Исследуя состояние рынка e-Learning, аналитики Gartner отметили, что развитие электронного обучения будет происходить на фоне объединения с системой обучения и развития персонала. Уже сегодня, по словам Игоря Морозова, ректора «Академии АйТи», e-Learning все чаще становится частью общей системы управления знаниями, что помогает сформировать единую точку доступа к учебным курсам и средствам обмена знаниями.
Все более унифицированными по своим потребительским характеристикам становятся системы управления обучением (Learning Management System, LMS) и «готовые» курсы. Морозов отметил, что рынок e-Learning сегодня испытывает острую потребность в общепринятых стандартах, без которых интегрировать курсы в единую образовательную среду весьма проблематично. По словам Виктора Жукова, руководителя отдела корпоративного контента компании Competentum, при создании стандартов важно ориентироваться на персонализацию курсов.
Сегмент рынка, связанный с разработкой учебных курсов, развивается довольно быстро. Это и понятно: успешность проектов в области e-Learning решающим образом зависит от качества контента. Для использования в российских компаниях зачастую требуется локализация западных курсов. Примечательно, что по результатам опроса, проведенного компанией «Логрус», из 50 человек, положительно ответивших на вопрос о владении английским языком, только пятеро были готовы обучаться по программам на этом языке. По словам руководителя направления бизнес-решений «Логрус» Андрея Чеченина, локализация — это не просто перевод английских текстов, но, по сути, создание нового курса на основе первоисточника.
При электронном способе обучения очень важна мотивация. Если «внутренних» мотивов не хватает, жизненно необходимыми становятся такие характеристики курса, как привлекать внимание и удерживать его. Весьма плодотворным подходом оказывается приближение процесса обучения к реальному процессу познания. Добиться этого в электронном курсе сложно, но уход от простой последовательности изложения способен превратить курс в творческое произведение, отметила Ирина Хорошева, дизайнер электронных курсов, из компании «Открытые компьютерные системы». Один из положительных примеров подобного рода представил Владимир Брагин, заместитель генерального директора компании «Физикон». В компании разработали онлайн-лабораторию по физике, которая уже используется при дистанционном обучении.
Одна из особенностей дистанционного обучения — отсутствие контакта между участниками процесса обучения. Некоторые участники конференции считают это плюсом. По словам Игоря Скальского из «Русал Глобал Менеджемент», учащиеся подчас вовсе не желают общаться c конкретным преподавателем. Поскольку истанционное обучение не предполагает непосредственного участия преподавателя в работе со студентами, учебным средствам e-Learning необходимо взять на себя наставническую функцию, считает Владимир Наумов, тренер-консультант компании «МедиуМ»: «Контент также может быть харизматичен, как и настоящий преподаватель».
Компания «ФОРС-Центр разработки» представила систему моделирования и управления учебным процессом S&M_Art_University. По словам Марины Мелькиной, ведущего аналитика компании, используя эту систему, преподаватели смогут не только создавать собственные учебные курсы, но и быстро вносить в них изменения. Студент же может выбирать учебные курсы и размещать отзывы об их качестве. Кроме того, в ядро системы могут быть интегрированы компоненты, отвечающие за планирование учебного процесса, финансовое управление и анализ результатов.
«В ближайшее время будет выбран вуз, заинтересованный в таком проекте и обладающий требуемым уровнем ИТ-инфраструктуры», — информировала Мелькина. (Пока внедрений у системы, разработанной в «ФОРС», нет.)
По прогнозу американской Ассоциации исследований в сфере образования, уже к 2010 году дистанционно будут обучаться около двух третей всех студентов мира. Как рассказал Валерий Бочков, заведующий кафедрой Московского государственного индустриального университета, по результатам анкетирования среди студентов этого вуза оказалось, что примерно половина учащихся предпочитает традиционные методы обучения, всего четверть отдает предпочтение методам e-Learning, еще четверти респондентов безразлично, каким из способов получать знания. Но из тех, кому больше нравится e-Learning, около 5% не имеют компьютера ни дома, ни на работе!
Тем не менее адаптировать национальную образовательную систему к условиям информационного общества, провести реформы в электронном обучении ректор Московского экономико-статистического института Владимир Тихомиров назвал одной из главных политических задач нашей страны.