Служба новостей IDG, Бангалор
Дэвид Фило рассказывает о главных приоритетах Yahoo
В последние недели слухи о возможной «мегасделке» с Microsoft привлекли самое пристальное внимание к компании Yahoo, владельцу одной из наиболее популярных поисковых систем. Во время недавнего визита в Индию один из основателей компании Дэвид Фило ответил на вопросы корреспондента Служба новостей IDG Джона Рибейро. В частности, он заявил, что в Yahoo намерены расширять круг своих пользователей в первую очередь за счет стран с быстро развивающейся экономикой, таких, как Индия, Китай, Вьетнам, Индонезия или Бразилия.
Какое значение для Yahoo имеют развивающиеся рынки с финансовой точки зрения?
Сейчас в мире насчитывается около полумиллиарда наших пользователей, и если задуматься, что может дать нам следующие полмиллиарда, то это, безусловно, будут новые рынки. Мы не сможем найти новых пользователей в США, Великобритании или Японии. Я думаю, что доход, безусловно, будет отставать от уровня использования, но в конце концов он значительного увеличится. На это может уйти немалый срок — пять, десять, пятнадцать или двадцать лет, но мы уверены, что в конце концов доход станет весьма существенным. Такие страны, как Индия, начинают демонстрировать заманчивые темпы роста. Увеличивается рекламный рынок. Уверен, Индия станет рынком с оборотом в миллиарды долларов, и мы хотим быть готовы к этому.
Выход на развивающиеся рынки означает и присутствие в странах с самыми разными формами государственного устройства. В Китае, например, Yahoo обвиняют в предоставлении властям информации о диссидентах. Каков ваш взгляд на эту проблему?
Наши продукты и сервисы, многое из того, что Yahoo представляет собой как компания, — наши сотрудники, наши цели, наши идеалы — свидетельствуют об открытости, терпимости и многообразии. Когда мы приходим в новые регионы, где, к сожалению, не всегда разделяют нашу точку зрения, мы не считаем, что должны изменить там политический режим.
В мире много регионов, где правительства имеют идеалы, не обязательно схожие с нашими, причем это не только Китай. Если решить не работать в таких странах, то в перспективе это пользы не принесет ни нам, ни потребителям. На мой взгляд, только Internet в состоянии повлиять на политический режим, чтобы он в конечном итоге стал открытым, а власти пришли к пониманию того, что им необходимо содействовать свободе слова и другим подобным вещам. Чем большее распространение получит Internet, тем больше информации и возможностей для самовыражения получат пользователи. Мы не хотим оказаться в стороне, поскольку считаем, что наши продукты и сервисы, такие как Yahoo Answers, способствуют позитивным социальным изменениям.
Вас не беспокоит тот факт, что доходы Google в последнем квартале примерно вдвое превысили доходы Yahoo?
Мы по-прежнему остаемся лидерами в той части нашего бизнеса, которая связана с баннерной рекламой, и будущее представляется нам весьма перспективным. Что же касается контекстной рекламы, то здесь, очевидно, мы отстаем от Google. В эту область мы делаем серьезные инвестиции и рассчитываем на значительные позитивные сдвиги, связанные с реорганизацией всей нашей рекламной инфраструктуры. Конечно, нам необходимо предпринять определенные шаги, чтобы компенсировать отставание, и нам требуется специалисты для работы в этой области, но мы считаем, что здесь у нас большие перспективы. Что же касается круга пользователей, то для нас все развивается очень хорошо. Достаточно вспомнить такие сервисы, как Yahoo Mail, Answers или Messenger, которые завоевали большую популярность. Но мы понимаем, что в плане зарабатывания денег есть определенные области, в частности реклама в поисковиках, где нам предстоит многое сделать.
Может быть, Yahoo не оценила роль поискового механизма как основного приложения?
Вспомните ситуацию десятилетней давности, когда мы только начали заниматься поиском. Тогда у нас было множество конкурентов в этой области, как, впрочем, и сейчас. Тогда существовали такие компании, как Excite, Lycos и Infoseek, у которых были свои собственные технологии поиска. Все они в конце концов ушли с рынка, и единственной компанией, которая удержалась на плаву, стала Yahoo, причем у нас не было собственной технологии поиска. Если оценивать ситуацию с точки зрения того, кто остался на рынке, то следует признать, что тогда это был правильный выбор. При том что все эти компании профессионально занимались поиском, ни одна из них по-настоящему не освоила модель, которую создала и вывела на рынок Overture. В конце концов, такую же модель стали использовать в Google, и им удалось добиться успеха, но именно в Overture поняли, что на поиске можно зарабатывать деньги. Все остальные, кто тогда занимался поиском, этой возможности не увидели.
Конечно, если бы Overture появилась на пять лет раньше, это было бы хорошо для всех нас, поскольку мы могли бы раньше эту возможность увидеть и раньше стали бы уделять ей более пристальное внимание. Так, если судить задним числом, следовало ли нам еще раньше сосредоточиться на поиске? Конечно. Вы можете сказать это о любой успешной компании. Но, я думаю, в то время мы приняли разумное решение.
Не считаете ли вы, что в перспективе размещаемые в Сети офисные приложения такого рода, как предлагает Google, помогут привлечь пользователей? Не намерены ли в Yahoo предложить нечто подобное?
Безусловно, в перспективе мы собираемся заняться такого рода вещами, но не в ближайшее время. Конечно, как только пользователи начинают работать с ними, их лояльность укрепляется, но для нас вопрос заключается в том, что мы действительно можем делать хорошо. Я не говорю, что мы от этого отказываемся. Мы будем анализировать ситуацию и оценивать, насколько для нас это имеет смысл. Сейчас же это не относится к основным направлениям нашей деятельности. Мы хотим сконцентрироваться на том небольшом числе вещей, которые мы действительно делаем хорошо.
Вы как-то заметили, что рынок пока не готов к мобильному телевидению, поскольку сети не поддерживают необходимую полосу пропускания и нет соответствующих телефонных аппаратов. Каковы возможности у Yahoo в мобильной сфере сегодня?
Прежде всего, это ресурсы, которые мы концентрируем на Yahoo Go, и в первую очередь такие наработки, как поиск. Недавно мы начали проект oneSearch. В мобильном мире мы не можем в качестве ответа на запрос передавать список из 20 млн. Web-сайтов и заставлять пользователя искать что-то нужное в этом списке. Идея заключается в том, чтобы предоставить материалы, которые действительно интересуют пользователей и которые можно сразу пустить в дело. Поэтому поиск столь же важен, как электронная почта и обмен сообщениями. Нужны сервисы, учитывающие местонахождение, нужны информационные сервисы, в том числе новости и спорт. Есть немало такого, что действительно нужно и пользуется спросом.
Мы работаем на мобильном рынке уже почти три года, и у нас есть определенное представление о том, в чем нуждаются мобильные пользователи. С годами мы сможем охватить все это, но сейчас мы концентрируемся на том, что действительно определяет расклад сил на современном рынке.