ComputerWorld, США
Специалисты анализируют крупнейшую в истории Microsoft сделку
Цена в 6 млрд. долл., предложенная за крупного оператора рынка цифровой рекламы, компанию aQuantive, почти вдвое превышает ту, что Google месяц назад заплатила за DoubleClick, однако аналитики не рассматривают этот шаг как проявление паники со стороны Microsoft.
«Безусловно, это было сделано в срочном порядке, но это не паника», — утверждает Алан Кренс, аналитик компании Technology Business Research.
Дэвид Смит, ведущий аналитик Gartner по корпорации Microsoft, также отказался назвать эту покупку, самую крупную за всю историю Microsoft, панической. Он большее внимание обратил на конкуренцию между Google и Microsoft.
«Необходимо рассматривать этот шаг в контексте всех остальных сделок, — сказал Смит. — В случае с DoubleClick компания Google опередила Microsoft, как и в 2005 году, предложив сделку по поводу AOL, и в 2006-м — с MySpace. В каждом случае предложение Microsoft оказывалось менее выгодным. На этот раз корпорация хотела быть уверена в том, что большую цену не предложит никто».
Провокационная цена
Кренс считает, что столь высоко цена на aQuantive поднялась из-за состоявшихся за последние два месяца сделок — DoubleClick и Google, Right Media и Yahoo, 24/7 Real Media и WPP Media Group.
«Мы уверены, что выбрали правильную компанию для покупки, — настаивает Крис Лидделл, финансовый директор Microsoft. — Поэтому мы готовы заплатить цену, о которой сегодня говорим».
Вместе с тем, Лидделл согласен, что цена высокая, поскольку Microsoft вынуждена была защищаться от возможных предложений конкурентов.
Несмотря на отрицание Microsoft отрицают, что сделка была заключена в ответ на действия конкурента, аналитики были не настолько сдержаны.
«Microsoft пыталась создать такой бизнес внутри компании, но особых результатов не добилась. Разрыв между ними и Google грозил стать еще больше», — заметил Кренс.
«Безусловно, это сделано для того, чтобы Microsoft могла конкурировать с Google», — вторит ему Смит.
И Кренс, и Смит утверждают, что aQuantive — это хороший выбор для Microsoft, который может, фактически, стать чем-то большим, чем ответная реакция на покупку DoubleClick компанией Google.
«Давить» финансами
«Мы будем использовать преимущества нашего финансового положения, если считаем это необходимым для того, чтобы поддержать рост компании за счет приобретений, — сказал Лидделл, отвечая на вопрос о высокой цене, которую компания заплатила за aQuantive. — Мы всегда будем готовы сделать стратегическую ставку, когда это нужно».
Втрое большая, чем предыдущая самая крупная покупка Microsoft, сделка с aQuantive, по словам Лидделла, является значительной, но это небольшая часть от 35 млрд. долл. свободных средств, которыми располагает корпорация.
Какой бы крупной ни была эта сделка, она не решит всех проблем Microsoft в ее конкуренции с Google и Yahoo.
«Самое главное сейчас — это увеличить трафик на их сайте. Даже самый лучший инструмент в мире не поможет, если нет трафика, — считает Кренс. — Рекламодатели хотят видеть трафик».
Однако Microsoft удалось приблизиться к Google весьма незначительно. Согласно данным компании comScore, на долю MSN приходится лишь 10,9% всех запросов, генерируемых пользователями, в то время как у Google этот показатель равен 48,3%. Yahoo занимает промежуточную позицию между ними с 27,5%.
На очереди Yahoo?
Решением может стать своего рода договоренность с Yahoo, вторым игроком на этом рынке. Объедините доли Yahoo и Microsoft, и сразу расстановка сил на рынке поиска (и, таким образом, рекламные доллары, получаемые от трафика) становится 48% против 38%.
Слухи о мегасделке между Microsoft и Yahoo появились пару недель назад. Пока это только слухи, но рациональное зерно в возможном партнерстве или покупке есть.
Даже если этого никогда не произойдет, сообщение о сделке будет иметь долгосрочное влияние, причем не только на рынок онлайновой рекламы.
Речь идет не столько о рекламе, сколько о том, что стратегию создания новых продуктов Microsoft связывает с Internet, — сказал Кренс. — Корпорация будет предлагать самые разные серии онлайновых сервисов, в том числе свои основные продукты Windows и Office, поэтому здесь больше делается ставка на онлайновый бизнес, а не на рекламу».