Конференция Microsoft «Государство в XXI веке»: бизнес готов потреблять ИТ-услуги государства
Наряду с традиционной тематикой информационной безопасности и представлением проектов, реализованных в госсекторе, в центре внимания пятой конференции Microsoft «Государство в XXI веке» оказались три темы, не выносившиеся на обсуждение на предыдущих форумах: интегрированная архитектура государственных информационных систем, интегрированная архитектура информационных систем для организаций здравоохранения и модель оптимизации ИТ-инфраструктуры Microsoft. Все они так или иначе отражают факт, что и для госструктур эффективность использования ИТ постепенно выходит на первый план. В конференции приняли участие более 600 руководителей управлений информационных технологий, финансовых подразделений, специалистов по информационной безопасности и ИТ-специалистов.
В прошлом году Microsoft совместно со Стокгольмской школой экономики провела исследование взаимосвязи между производительностью труда и уровнем использования ИКТ в таких отраслях, как финансы, телекоммуникации, розничная торговля, пищевая промышленность и электроэнергетика. Уровень ИТ-вооруженности этих отраслей, где создается 21% ВВП, достигает 60%, в них направляется примерно 30% всех ИТ-инвестиций. Исследование принесло, в общем-то, ожидаемые результаты. Компьютеров и их пользователей уже достаточно много, пользователи программного обеспечения проводят за ПК до шести часов в день, и почти 70% этого времени занимает работа со стандартными офисными приложениями. В отраслях наиболее насыщенных ИТ пользователи проводят с коммуникационными приложениями до 20% своего рабочего времени. «Для России это не типично, поскольку использование электронной почты меняет культуру управления», — отметила президент Microsoft в России и СНГ Ольга Дергунова. По ее словам, в электроэнергетике, где по-прежнему сильна роль государства, уровень использования электронной почты существенно ниже, чем, например, в телекоме или пищевой промышленности, где более силен частный капитал. «Мы нашли корреляцию между количеством пользователей ПК и долей созидаемой ими валовой добавленной стоимости отрасли», — сообщила Дергунова. Второй вывод исследования заключается в том, что при определенном уровне насыщения ИКТ конкурентные преимущества от их применения не так заметны. В телекоммуникациях, например, отрыв лидеров от отстающих составляет около 30% (если принять среднеотраслевые показатели за 100%), в то же время в менее насыщенных ИТ-инструментами отраслях, таких как пищевая и энергетическая, этот разрыв достигает 145%. Таким образом, с определенного момента ИТ-вооруженность перестает быть конкурентным преимуществом, оставаясь необходимым условием выживания на рынке.
Но главный вывод из результатов исследования состоит в том, что российский бизнес сегодня вполне готов воспользоваться ИТ-услугами государства, и возникает вопрос, готово ли государство ему такие услуги предоставить. По данным Росстата, производительность труда госслужащих в России, где на 100 граждан приходится один чиновник, неуклонно падает с 2002 года. «Информационные технологии сегодня позволяют не только повысить операционную эффективность, но и получить политический и социально-экономический эффект от улучшения взаимодействия с бизнесом и гражданами, а также от повышения конкурентоспособности регионов», — подчеркнул директор департамента по работе с государственными организациями Microsoft Павел Ершов. На практике для многих российских чиновников из перечисленных результатов информатизации наибольший интерес пока представляет политический эффект, так что до решения вопросов качества информационного обслуживания граждан и бизнеса дело дойдет еще очень не скоро. «Большинство государств имеет такой потенциал по повышению качества услуг, что десяти лет информатизации оказывается недостаточно для его исчерпания, Россия в этом смысле не исключение» — отметил генеральный директор Microsoft в России и СНГ Биргер Стен.
Что касается отдачи от уже построенных систем, то, несмотря на пятнадцатилетнюю историю российской ИТ-индустрии, большинство государственных информационных систем, за исключением ГАС «Выборы», все еще строится с нуля. Поэтому оценить их экономическую эффективность стандартными методами практически невозможно. Даже сравнения полученных показателей эффективности с теми, которые были запланированы на стадии проведения тендеров, как правило, не проводится. «За последние пять лет мне не попалось на глаза ни одной цифры, сравнивающей затраты на проект и полученную отдачу с теми, которые планировались исходно», — призналась Дергунова.