Территориальная экспансия RRC приносит свои плоды
По итогам 2005 года российский и зарубежный оборот группы компаний RRC, в которую входят проектный дистрибьютор RRC EN, дистрибьютор потребительской электроники DiFo и учебный центр RRC, были приблизительно равны. Теперь структура оборота компании, составившего в 2006 году около 230 млн. долл., показательно изменилась. Примерно 60% доходов RRC за 2006 год принесли продажи за пределами России.
«Думаю, 40 на 60 — это хорошее соотношение, на котором можно остановиться», — считает президент группы компаний RRC Константин Сидоров. Польский и российский офисы дают приблизительно по 28-30% оборота каждый; далее идут близкие по доходности подразделения RRC на Украине и в Венгрии.
Последними к списку стран, где работает RRC, добавились Азербайджан и Казахстан. Всего на сегодняшний день компания имеет 12 офисов — половина из них располагается в странах Восточной Европы — и двух торговых представителей. До конца текущего года планируется начать операции в Хорватии, а также обзавестись торговыми представителями в Боснии и Македонии.
Открывать полномасштабные офисы, требующие содержания минимум пятерых сотрудников, в дальнейшем не планируется — слишком дорого. Предполагается, что в дальнейшем территориальная экспансия будет вестись более экономичным путем — через торговых представителей. Кроме того, с середины 2006 года восточноевропейские офисы RRC стали активно продавать оборудование не только на «своей» территории, но и в другие страны, в том числе Турцию и Израиль.
«С точки зрения географического покрытия я удовлетворен», — заявил Сидоров. Теперь, по его словам, стоит задача улучшать «качество покрытия», расширяя список контрактов с поставщиками и продуктовый портфель. Договор с вендором — задача номер один при региональной экспансии, которую необходимо решить, прежде чем начинать делать какие-либо инвестиции в стране. Вторая по важности задача — поиск персонала теперь, когда у RRC уже есть репутация «европейской компании», решается легче. В зависимости от кадрового состава офиса идет естественное формирование «центров компетенции», силы которых при необходимости привлекаются и подразделениями в других регионах. К примеру, центральная команда специалистов по оборудованию Cisco Systems находится в России, а команда по Symbol Technologies сложилась в Польше. По мнению Сидорова, такая диверсификация ресурсов по специализации офиса стала одной из причин быстрого развития бизнеса в Восточной Европе. Как правило, зарубежный офис становится прибыльным на второй год работы, сейчас все подразделения RRC рентабельны.
При этом, как признал Сидоров, руководство компании недовольно темпами роста бизнеса в России: «Увлекшись развитием бизнеса в восточноевропейских странах, RRC незаметно начала сдавать позиции на ‘родном’ рынке».
RRC уже полностью поменяла российскую команду компании DiFo, показатели которой испортили финансовую картину 2006 года (доход DiFo увеличился всего на 5%).
Кроме того, компания намерена вплотную заняться развитием электронной коммерции. В Чехии, например, 90% заказов RRC приходит через Web, а в России этот показатель пока равен нулю. RRC потратила более 1 млн. долл. на проект внедрения системы Microsoft Dynamics AX, который должен завершиться до конца текущего года переходом на нее всех офисов компании; одновременно запускается CRM-система от Microsoft и разрабатывается система электронной коммерции. Ожидается, что все ресурсы для поддержки электронной торговли вступят в строй к началу 2008 года.