Computerworld, США
Технология глобального позиционирования, являясь уже достаточно зрелой, все чаще находит применение в приложениях делового характера
В том, что политики любят заговаривать зубы избирателям, забывая про свои слова сразу по прошествии выборов, нет ничего необычного. Но в данном случае кандидат на выборную должность, заняв ее, все же выполнил обещание. В январе 1979 года Чикаго был погребен под метровым слоем снега. Дела с его уборкой шли туго, и работа транспорта оказалась парализованной. Мало кому известная в то время Джейн Бирн удачно использовала городские проблемы в своей избирательной кампании, пообещав очистить улицы и сумев оттеснить на этой волне мэра, баллотировавшегося на второй срок.
Три года назад на грузовой транспорт городских служб Чикаго начали устанавливать оборудование глобальной системы навигации и определения местоположения (global positioning system, GPS). Не удивительно, что в первую очередь им оснащалась снегоуборочная техника. С помощью системы GPS городские власти могут определять, где в настоящее время находятся снегоочистители, какие улицы уже убраны и проходит ли техника точно по заданным маршрутам.
Сегодня в Чикаго за городскими машинами следят 1200 мобильных устройств. Запланирована установка еще 4 тыс. Новая технология создает предпосылки для улучшения обслуживания, повышения безопасности и эффективности, а также для более быстрой реакции на возникновение событий, требующих оперативного вмешательства (в частности, на появление выбоин и затопление дорог).
«Мы можем не только выполнять диспетчерские функции в режиме реального времени, но и анализировать, где находятся наши автомобили и сколько времени они простаивают в ожидании груза, а также выявлять наиболее эффективные маршруты», — сообщила заместитель директора городской информационной службы Молли Манган.
«Средства определения местоположения являются ключевым элементом системы, которая осуществляет управление 11 тыс. грузовиками, развозящими грузы по всей стране», — подчеркнул менеджер по планированию маршрутов ремонтной службы компании Sears Holdings Стив Джонс. Здесь внедрена система Sears Smart Toolbox, представляющая собой плод совместных усилий специалистов Sears и разработчиков из Environmental Systems Research Institute (ESRI). Каждый грузовик оборудован специально приспособленным для функционирования в экстремальных условиях портативным компьютером, использующим GPS совместно со средствами сотовой и спутниковой связи. Технические специалисты ежедневно загружают в свои ноутбуки информацию о текущих заказах и сервисную документацию. Система навигации поочередно передает словесные указания о смене направления от одного рабочего узла к другому. Отчеты о местоположении автомобилей пересылаются в базовую систему ESRI ArcGIS, а также в систему Computer Aided Routing System, разработанную совместно Sears и ESRI. Эти системы планируют распределение нагрузки и корректируют маршруты технических специалистов в течение дня.
Внедрение системы навигации позволило сократить время в пути на 15-30% и увеличить среднее число клиентов, обслуживаемых одним специалистом в течение дня.
«Техническим специалистам больше не нужно заглядывать в карту и не нужно спрашивать дорогу у клиентов, — отметил Дэйв Льюис, менеджер проекта ESRI, реализуемого в интересах Sears. — Они уже не заблудятся. А когда речь идет о работе 11 тыс. специалистов, экономия даже десяти минут в день весьма неплохо окупается».
Новые приложения
Когда-то область применения оборудования GPS была ограничена решением задач военного назначения. Теперь же годовой оборот компаний, работающих в этой сфере, составляет около 15 млрд. долл., а еще через два года, по оценкам компании ABI Research, он достигнет уже 22 млрд. долл. Большая часть оборота приходится на системы бытового назначения, которые интегрируются в автомобили, КПК, сотовые телефоны и портативные навигационные приборы. Однако технология на сегодняшний день является уже достаточно зрелой и все чаще находит применение в приложениях делового характера.
«Системы GPS обладают огромным потенциалом для создания новых бизнес-моделей и приложений, которых на сегодняшний день еще не существует, — считает аналитик Gartner Тило Козловски. — Получив от GPS необходимую информацию и обработав ее интеллектуальными средствами, вы сможете не только контролировать ситуацию в режиме реального времени, но и делать прогнозы на будущее».
Одним из примеров применения подобных систем является решение задач контроля за передвижением автомобилей и расчета страховых тарифов для всего парка на основе собранных статистических данных. Страховщики традиционно устанавливают единый тариф в зависимости от числа автомобилей и величины их пробега. GPS позволяет уточнить тарифные ставки, проанализировав такие факторы, как пробег каждого отдельно взятого автомобиля, регионы, по которым проходят его маршруты, места хранения транспортного средства и скорость его движения.
В массе своей приложения такого рода еще только проектируются. Кроме того, большинству коммерческих организаций не нужно постоянно следить за точным местоположением большого числа машин или грузов, находящихся на достаточно обширной территории. Для контроля за ресурсами в пределах склада, магазина или больницы можно использовать альтернативные технологии (например, RFID или триангуляция на базе Wi-Fi). Но есть и области применения, в которых технология GPS оказывается незаменимой. Особенно это относится к сфере управления коммунальными службами, национальной безопасности и сельскому хозяйству.
Пока GPS отдают предпочтение в основном государственные организации, область деятельности которых, как правило, охватывает более широкое по сравнению с частными компаниями физическое пространство — город, округ, штат или страну в целом.
В области национальной безопасности системы GPS применяются для контроля за местоположением грузов, поступающих в страну или перемещаемых в ее пределах, а также ограничивают области перевозок опасных материалов; эта технология получила даже специальное название — geofencing. К примеру, в Чикаго оборудование GPS установлено на автоцистернах для перевозки топлива. Когда автоцистерна выходит за пределы отведенной ей территории, ее система зажигания отключается. Аналогичные средства используются и в ядерной отрасли.
«Система GPS является составной частью нашего комплекса защиты от биотерроризма, — сообщил Марк Смит, эпидемиолог управления здравоохранения округа Гилфорд (шт. Северная Каролина), возглавляющий группу надзора Public Health Regional Surveillance Team 5. Смит был наделен необходимыми полномочиями Центром контроля за распространением заболеваний и курировал разработку средств, помогающих быстро оценивать угрозу здоровью людей, которая исходит из тех или иных источников.
«В общем и целом задача заключалась в повышении скорости сбора необходимых данных и анализа потенциальных биотеррористических угроз», — пояснил он.
Система состояла из базовой станции на основе портативного компьютера и набора беспроводных КПК с платами GPS, изготовленными компанией Globalsat Technology. Система GPS помогала добраться до места, в котором требовалось провести проверку. Там заполнялись необходимые формы, а географические координаты заносились в компьютер автоматически на основе данных GPS. Затем информация с помощью беспроводного интерфейса пересылалась на портативный компьютер, где и обрабатывалась с помощью программного обеспечения эпидемиологического анализа ESRI ArcView 9.1 и CDC Epi Info.
«Мы имели возможность проводить анализ прямо на месте», — подчеркнул Смит.
Однако наиболее масштабной сферой применения систем GPS по-прежнему остаются диспетчерские службы и службы управления автотранспортом. Здесь GPS используют совместно с другими технологиями определения местоположения.
Окупаемость проектов
Когда представители организаций задумываются об использовании GPS, сразу возникает вопрос, применение каких приложений действительно сулит выгоду. Затраты на многие из них просто не окупятся.
«Существует ошибочное представление о том, что интеграция приложения с системой GPS непременно принесет огромные преимущества, — предупреждает Козловски. — Если компания не желает менять свои бизнес-процессы, она, скорее всего, никогда не сможет обратить себе на пользу потенциал подобных решений».
Компания Sears расширила свои технические возможности и способна теперь обслуживать большее число клиентов. В случае с группой по борьбе с биотерроризмом в округе Гилфорд результаты трудно представить в количественном выражении, но созданы условия для повышения оперативности реагирования.
Внедрение системы в Чикаго находится на промежуточной стадии. Сегодня город несет слишком большие расходы, связанные с установкой оборудования и организацией слежения за автомобилями. Поэтому в ближайшие несколько лет окупаемости этого проекта ждать не приходится.
«В конечном итоге качество учета повысится, вы будете располагать оперативной информацией и сможете принимать эффективные решения, — отметила Манган. — В первые два года осуществляется закупка всего необходимого оборудования, что требует проведения инвестиций. Но когда инфраструктура уже построена, остается вносить лишь небольшую абонентскую плату за пересылку и обработку информации, что обходится совсем недорого».