Скоро в России будет действовать единый номер вызова экстренных оперативных служб
Более 70 лет назад в нашей стране начали действовать телефонные номера экстренного вызова, всем известные 01, 02, 03 и 04. Но в современных условиях случаются ситуации, когда скорость реагирования экстренных служб оказывается не на высоте или требуется одновременное вмешательство нескольких оперативных структур. Вопрос о введении в России единого номера вызова экстренных оперативных служб рассматривался на заседании коллегии Министерства информационных технологий и связи РФ в середине апреля.
Как отметил министр информационных технологий и связи Леонид Рейман, «зачастую люди, попавшие в беду, не знают, куда позвонить, и это задерживает момент начала оказания помощи, что в свою очередь приводит иногда к трагическим последствиям. Именно для того, чтобы сделать взаимодействие между людьми и службами спасения более эффективным, создается система, основанная на едином номере вызова экстренных оперативных служб». Также Рейман заявил, что «операторы этой системы будут иметь право давать команды пожарным и милиционерам, и тогда не возникнет ситуация, при которой, например, пожарная команда отказывается ехать по вызову, потому что это не ее территория».
Широко известен (благодаря кинофильмам) телефон американской службы спасения 911. Решено, что в экстренных случаях россияне будут звонить по бесплатному номеру телефона 112. Этот номер для звонков в чрезвычайных ситуациях уже давно используется всеми европейскими странами. Поэтому гостям нашей страны, попавшим в затруднительное положение, не придется листать памятку с перечнем возможных номеров российских оперативных служб.
Согласно проекту, звонок по номеру 112 заменит обращение в такие отдельные службы, как пожарная охрана, милиция, скорая медицинская помощь, аварийная служба газовой сети, служба реагирования в чрезвычайных ситуациях, и недавно созданную службу «Антитеррор». Очевидно, что обеспечение оперативного и четкого перенаправления информационных потоков в нужное русло невозможно без создания некоей новой структуры. Она будет называться «Система 112», служить целям обеспечения организации обращения к экстренным оперативным службам по принципу «одного окна» и способствовать повышению эффективности взаимодействия оперативных служб при их совместных действиях в экстремальных ситуациях.
Обозначенные задачи «Системы 112» достаточно широки: прием оператором единого диспетчерского центра сообщений о происшествиях; автоматическое определение номера звонящего абонента; регистрация и документирование всех сообщений; оценка оператором поступившей информации о происшествии; ведение базы данных происшествий; передача необходимой информации о происшествии в соответствующие дежурно-диспетчерские службы; обобщение информации о происшествиях; оказание справочной и консультативной помощи звонящим.
Рассматривается вопрос и о временном блокировании части «паразитного гражданского» телефонного трафика в случаях масштабных чрезвычайных происшествий техногенного и природного характера на время ликвидации их последствий. Это будет делаться (если соответствующее решение утвердят) исключительно для обеспечения беспрепятственного обмена информацией между экстренными оперативными службами.
Процесс внедрения «Системы 112» разбит на два этапа. На первом этапе должна быть подготовлена общая концепция системы, создана нормативная правовая база, модернизированы существующие телефонные сети для ее функционирования, определены опытные зоны и разработаны типовые решения. Все это нужно успеть сделать до конца следующего года. Второй этап рассчитан на период до 2012 года. В частности, к 2009 году количество субъектов РФ, в которых будет реализована «Система 112», должно достигнуть 24. В 2010 году — 44 субъекта и 66 к концу 2011 года. Окончательный ввод в эксплуатацию единого «экстренного» номера во всех 86 субъектах РФ должен произойти в течение 2012 года.
Для финансирования проекта предлагается использовать бюджетные средства всех уровней. Из федерального бюджета будет осуществлено финансирование разработки нормативного правового обеспечения; разработка проектов унифицированных технологических комплексов и техническое оснащение; проектирование и строительство инфраструктуры связи «Системы 112»; обучение и содержание персонала объектов федерального подчинения. На долю бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований придутся: содержание площадей для размещения оборудования и персонала «Системы 112»; адаптация унифицированных технологических комплексов к особенностям субъекта РФ; оплата услуг связи для нужд системы; обучение и содержание персонала объектов регионального подчинения.