Руководство корпорации Google согласилось заплатить за компанию DoubleClick 3,1 млрд. долл. наличными. Благодаря этому приобретению Google становится своеобразным локомотивом рынка электронной рекламы.
Компания DoubleClick, основанная в 1996 году, обслуживает продавцов (Internet-издателей) и покупателей (рекламные агентства и корпоративные маркетинговые службы) рекламной продукции. Компания состоит из двух крупных подразделений. Подразделение Dart предлагает инструментальные средства и услуги (главным образом, визуальные и мультимедийные) как для продавцов, так и для покупателей рекламы. Подразделение Performics специализируется на маркетинге поисковых механизмов (сегодня основные доходы здесь формируются за счет оплаты переходов по рекламной гиперссылке). Именно в области поисковых механизмов сегодня наиболее сильны позиции Google.
Сеть рекламодателей и Internet-издателей компании DoubleClick, а также ее технология предоставления рекламных услуг и управления рекламными кампаниями должна помочь Google наладить бизнес, особенно в части визуального представления и использования мультимедийных средств, где позиции Google не слишком сильны.
Большую часть доходов корпорации Google приносит ее поисковый механизм и платежи за каждый переход по рекламной ссылке. Ссылки в данном случае представлены в текстовой форме и указывают на сайт рекламодателя. Вместе с тем, компания отстает от Yahoo и других конкурентов на рекламном рынке баннеров, а также графической и видеопродукции.
Компанию DoubleClick Google выкупает у частных фирм Hellman & Friedman и JMI Equity, а также у управленческого звена самой DoubleClick. Ожидается, что сделка будет завершена к концу текущего года.
Чтобы больше тратили
"Объединив наши усилия, мы намерены предложить рекламодателям целый набор инструментальных средств, который поможет охватить более широкую аудиторию Internet, - заявила вице-президент Google по управлению продуктами Сюзан Войцицки. - Рекламодатели смогут тратить больше и принимать более взвешенные решения относительно того, куда направить свои средства".
По словам генерального директора Google Эрика Шмидта, успешному проведению данной сделки в немалой степени способствовало то, что у Google и DoubleClick имеются многочисленные общие партнеры. "С DoubleClick мы поддерживаем дружеские отношения на протяжении уже очень долгого времени, и многие крупные рекламные партнеры Google являются пользователями DoubleClick", - отметил Шмидт.
О своих планах в отношении дальнейшего развития DoubleClick представители Google рассказали лишь в самых общих чертах. "Говорить о каких-то конкретных перспективах прямо сейчас было бы не слишком правильно, - подчеркнул Шмидт. - Для нас это слияние - часть глобальной стратегии роста. Это способ сквозного решения вопросов, относящихся к сфере поиска и визуального представления рекламы".
Доходность DoubleClick оценить довольно сложно, поскольку это частная фирма, зато известна информация о финансовых результатах конкурирующих с ней публичных компаний - 24/7 Real Media и ValueClick. В прошлом году оборот Real Media составил 200,2 млн. долл., увеличившись по сравнению с 2005 годом на 43%. Что касается ValueClick, ее объем продаж достиг 545,6 млн. долл. и вырос по сравнению с 2005 годом на 79%.
"В последние годы компании типа DoubleClick, поддерживающие связи с рекламодателями и Internet-издателями, чувствовали себя весьма неплохо, - заметил финансовый аналитик Stanford Group Company Клэйтон Моран. - Это объясняется серьезным увеличением затрат на электронную рекламу. Посредники на рынке электронной рекламы демонстрируют устойчивый рост, потому что спрос на Internet-рекламу сегодня весьма велик".
Упущенные возможности Microsoft
"Не так давно в прессу просочились слухи о том, что Microsoft намерена приобрести DoubleClick примерно за 2 млрд. долл., - сообщил аналитик компании Sterling Market Intelligence Грег Стерлинг. – Однако, Google удалось выиграть ценовую войну". По мнению Стерлинга, данная сделка - явная потеря для Microsoft. Кроме того, она отразится и на положении Yahoo, поскольку с помощью DoubleClick корпорация Google сможет совершить столь необходимый ей прорыв в области визуального представления рекламы.
Что же касается Microsoft, то, несмотря на серьезные инвестиции денежных, людских и прочих ресурсов в разработку собственного поискового механизма и поисковой рекламной сети, корпорация так и не смогла приблизиться к уровню доходов, получаемых в этом секторе Google и Yahoo. Сегодня совершенно ясно, что реализовать свой потенциал в области электронной рекламы Microsoft не удалось.
В то же время трафик, приходящий на Web-сайты Microsoft, достаточно велик. Из года в год корпорация занимает первое место по числу посетителей своего Web-сайта. Однако извлечь из этого ощутимую финансовую выгоду у Microsoft не получается.
Более того, Microsoft не смогла эффективно бороться за трафик и на рынке поисковых механизмов, где бал правит Google. На долю рекламы, интегрированной в поисковые механизмы, приходится 40% всего рынка электронной рекламы в США. И здесь Microsoft оказалась не на высоте.
По данным компании comScore Networks, в декабре прошлого года поисковый механизм Microsoft обработал 10,5% от общего числа запросов в США, в то время как поисковый механизм - Google 47,3%. В июле 2005 года на долю поискового механизма Microsoft в США приходилось 15,5% запросов, а на долю Google - 36,5%.
Достигнув в 2000 году своего пика на уровне 8,2 млрд. долл., рынок электронной рекламы в США в 2001 и 2002 годах пошел на спад, однако в 2003 году рекламные расходы вновь начали расти. В 2004 году рынок наконец превысил достижения 2000 года, выйдя на рубеж 9,6 млрд. долл. Темпы роста в последние годы находились в диапазоне от 30% до 40%.
По мнению аналитиков компаний Interactive Advertising Bureau (IAB) и PricewaterhouseCoopers (PwC), затраты на электронную рекламу в США в 2006 году окажутся на уровне 16,8 млрд. долл., увеличившись по сравнению с 2005 годом на 34%.