Computerworld, США
Если характерной чертой эпохи «доткомов» была консолидация информации в рамках Сети, то одной из определяющих характеристик Web 2.0 стало разделение Web на компактные специализированные приложения, называемые «виджетами» (widget) или «гаджетами» (gadget).
Небольшие блоки программного кода могут запускаться на настольном компьютере или размещаться на Web-страницах. Виджеты уже успели завоевать популярность благодаря тому, что позволяют фактически каждому без труда настроить Web-страницу или социальную сеть, внедрив в нее источники новостей, сведения о погоде, видео или какую-то иную информацию. Так, всякий раз, когда видео из YouTube размещается на странице, не имеющей к YouTube никакого отношения, оно становится виджетом.
Некоторые поставщики предлагают пользователям постоянно пополняемые списки виджетов, а также инструменты для создания своих собственных виджетов.
В марте компания Opera Software пополнила собственный Web-сайт уже 1001-м виджетом. В недавно появившихся виджетах присутствуют аналитические механизмы, позволяющие формировать карты посетителей, которые можно размещать на сайтах блогов. В компании WeatherBug сообщили, что их виджет с одноименным названием, позволяющий получить прогноз погоды, всего за несколько часов, прошедших с момента включения его в репозиторий виджетов Microsoft Live Gallery, был загружен более 200 тыс. раз.
В январе разработчики Widgetbox выпустили виджет блогов (blidget), который позволяет авторам блогов создать собственную версию виджета для своего блога.
«Всемирная Паутина разрастается со скоростью взрыва, — написал в своем блоге, посвященном виджетам, автор книги «Mobile Web 2.0» Джит Джаокар. — Из ее фрагментов формируется новая форма Сети, построенная на основе виджетов».
«В феврале мы представили централизованное хранилище Widgipedia, помогающее пользователям и разработчикам создавать виджеты на самых различных платформах, — сообщил директор компании Vendio Services Родриго Сэйлз. — Распространение виджетов растет благодаря увеличению популярности социальных сетей, миллионам новых пользователей которых хотят настраивать Web-сайты с учетом своих потребностей. Виджеты предоставляют новичкам возможность получать интересующую их информацию и настраивать функциональность Web-страниц даже при отсутствии опыта разработки. Это способствует дальнейшей демократизации Сети».
Кроме того, по словам Сэйлза, некоторые разработчики создают виджеты, приносящие им постоянный доход. Например, разработчики виджета для настольных компьютеров, который позволяет клиентам приобретать билеты в кино, не выходя в Сеть, вполне могут получать небольшой процент доходов от продаж.
Алекс Блум, директор компании KickApps, которая предоставляет услуги хостинга компаниям и частным лицам, формирующим социальные сети, заметил, что иногда виджеты приносят даже больше новых посетителей Web-сайтов, чем поисковые механизмы: «Клиенты заинтересованы в том, чтобы привлечь к своему сайту как можно больше посетителей, поэтому они со своей стороны также содействуют дальнейшему распространению виджетов».
KickApps планирует представить новый тип виджета, который будет играть роль многофункционального программируемого мультимедийного устройства и воспроизводить видео, оплачиваемое рекламодателем.
К примеру, виджет, рекламирующий торговую марку Budweiser мог бы выводить на экран фотографию Дэйла Эрнхардта, пилота автомобиля Budweiser, принимающего участие в гонках NASCAR, и видеоролики, на которых он ведет автомобиль по трассе или дает интервью.
«Подобные ролики четко ассоциируются с брэндом, — добавил Блум. — И уже вскоре вы увидите, что сообщество болельщиков Эрнхардта начнет активно размещать вашу рекламу по всей Сети».
Вице-президент компании Plaxo по продуктам Тодд Мазонис занимается производством виджетов, которые используют адресную книгу программ электронной почты для рассылки сообщений сразу нескольким получателям. Технология подобного рода реализует потенциал Web-сервисов и сервис-ориентированной архитектуры (Service-Oriented Architecture, SOA), помогая пользователям, не имеющим навыков программирования, манипулировать Web-контентом.
«По сути, виджеты представляют собой Web-сервисы, дополненные пользовательским интерфейсом и подготовленные к установке, — пояснил Мазонис. — В тот момент, когда мы превратили Web-сервис в виджет, который любой желающий без всякого труда может разместить на своем Web-сайте, ситуация изменилась коренным образом. Уже на следующий день сотни сайтов пополнились подобными виджетами».
Профессор университета Мичигана Джефф де Графф указал, что распространение виджетов будет происходить не столь быстро, пока разработчики не поймут, что они могут приносить прибыль.
«Перестроить модель таким образом, чтобы она была направлена на извлечение прибыли, довольно сложно, — заметил он. — Виджеты рассчитаны в основном на многократное использование. Направляя людей на сайт, торгующий пиццей, они способствуют росту популярности его торговой марки».