Представление российскому рынку очередного приобретения корпорации Oracle, компании SPL WorldGroup, прошло одновременно с презентацией нового подразделения московского офиса и первого проекта внедрения, осуществленного Oracle Utilities, как нынче именуется SPL.
«Процесс интеграции в России завершен», — заявил вице-президент корпорации и генеральный директор Oracle СНГ Борис Щербаков. По его словам, он проходил гораздо быстрее предшествующих, во-первых, потому что компания научилась проводить его эффективно, во-вторых, так как присутствие SPL на российском рынке было «ощутимым».
SPL — частная компания родом из Южной Африки, специализирующаяся на разработке программных продуктов для обслуживания клиентов и выставления счетов, управления мобильными сотрудниками, управления активами, а также отключения и распределения ресурсов, адресованных предприятиям электро-, газо-, тепло- и водоснабжения. На российский рынок SPL вышла в 2006 году, буквально за несколько месяцев до ее поглощения Oracle.
В апреле в структуре российского представительства Oracle появился департамент энергетики и жилищно-коммунального хозяйства — Oracle Utilities Global Business Unit СНГ, директором которого назначен Максим Осорин. С августа прошлого года Осорин, ранее работавший управляющим консультантом и руководителем направления энергетики и ЖКХ в IBM Business Consulting Services, возглавлял московский офис SPL WorldGroup. По его словам, к настоящему моменту Oracle Utilities GBU в СНГ завершила разработку своей партнерской политики и планирует анонсировать ее в ближайшее время.
В России Oracle Utilities продвигает три наиболее востребованных продукта SPL: Customer Care & Billing для абонентского учета и биллинга, Network Management для управления сетями и Enterprise Business Advisor для бизнес-анализа (ранее — SPL Business Intelligence). Первый из них, рассчитанный главным образом на компании, занимающиеся распределением и сбытом, уже локализован, остальные предполагается локализовать до конца текущего года.
«У нас появляется полноценное интегрированное вертикальное решение, которое открывает новые перспективы для продвижения компании в российские регионы не только в энергетике, но и в других отраслях», — отметил Щербаков.
Система Customer Care & Billing, с внедрения которой начнется первый проект Oracle Utilities в СНГ, базируется на сервис-ориентированной архитектуре, написана на языке Java и имеет интерфейс в виде браузера.
Первая ласточка
Российским полигоном для Oracle Utilities станет частная компания «КЭС-Холдинг» с консолидированным оборотом 4,1 млрд. долл. и объемом инвестиций свыше 600 млн. долл. С целью повышения капитализации холдинг агрессивно развивается путем приобретения активов в энергетических и коммунальных компаниях. На сегодняшний день компания управляет стратегическими пакетами акций в генерирующих компаниях ТГК-5, ТГГ-6 и ТГК-9, ОГК-2 и ОГК-4, десяти сетевых распределительных и девяти энергосбытовых компаниях, а также является акционером РАО «ЕЭС России» и «Иркутскэнерго». В числе последних стратегических приобретений «КЭС-Холдинга» — 75% акций крупнейшего частного оператора в российском ЖКХ — компании «Российские коммунальные системы».
Сбытовые функции поглощаемых компаний требуют существенной модернизации. Как сообщил старший вице-президент «КЭС-Холдинга» по стратегии и развитию Эдуард Смелов, для эффективной реорганизации функции продаж была создана отдельная сервисная компания — «Комплексный расчетный центр». Ее задача — централизовать, стандартизировать и автоматизировать работу с потребителями на базе расчетно-информационной платформы, которая объединит технологию продаж по работе с потребителями всех типов, биллинг поставленных энерго-, теплоресурсов и жилищно-коммунальных услуг, центр обработки вызовов и платежную систему. В перспективе КРЦ намерен предоставлять услуги биллинга и сторонним организациям.
Выбор системы был долгим. По словам генерального директора КРЦ Сергея Шаметько, для ее оценки было подготовлено свыше 30 деловых сценариев, использующих фактические данные и бизнес-процессы, кроме того, внимательно изучался персонал и способность потенциального поставщика работать в стрессовой ситуации. Контракт с SPL на внедрение пакетов, которые сейчас называются Oracle Utilities Customer Care & Billing и Enterprise Business Advisor, был подписан летом 2006 года. Проект, рассчитанный на четыре года, предусматривает создание единой централизованной биллинговой системы для обслуживания 9,9 млн. потребителей «КЭС-Холдинга» более чем в 20 регионах России, а также в странах СНГ. Как заявил Осорин, таких проектов в мире — единицы. По его словам, средняя стоимость печати и доставки счета одному абоненту сегодня составляет 5 руб., таким образом, перевод 30% абонентов на другие каналы доставки счетов (SMS или электронную почту) с помощью биллинговой системы позволит холдингу ежегодно экономить около 400 тыс. долл.
Пилотной зоной станут Пермь и Пермский край, в проекте примут участие КРЦ, Пермская энергосбытовая компания и ТГК-9. В настоящее время подходит к завершению аналитическая фаза проекта и начинается стадия конфигурирования системы для работы в условиях меняющегося рынка. Параллельно идет работа над проектом создания единого центра обработки вызовов в Перми и его интеграции с биллинговой системой. Как рассказал Смелов, срок реализации пилотного проекта уже приходилось передвигать, поскольку на реформу российской энергетики «наложилась» реформа ЖКХ, что потребовало расширения функциональности проектируемой системы и учета новых контрагентов. В настоящее время холдинг рассчитывает завершить «пилотные испытания» к ноябрю текущего года. Затем планируется тиражирование системы на другие территории деятельности «КЭС-Холдинга» и добавление новых услуг, включая газо- и водоснабжение, водоотведение и ЖКУ.
«Для нас критически важно тиражирование системы», — подчеркнул Смелов.
О том, насколько срочно растущему бизнесу компании требуется биллинг, говорит тот факт, что параллельно с реализацией масштабного проекта с Oracle Utilities, во многих подразделениях «КЭС-Холдинга» внедряется его отечественный аналог — биллинговое решение екатеринбургской компании «Техносбыт-сервис», которое стоит гораздо дешевле, запускается в течение нескольких месяцев и, разумеется, не требует локализации.