Служба новостей IDG, Сиэтл
Генеральный директор компании Apple Стив Джобс активно призывает музыкальные компании отказаться от механизмов защиты авторских прав на цифровую музыку, распространяемую по электронным каналам. Однако в отношении видео он, похоже, не намерен вести себя аналогичным образом, несмотря на то что, являясь крупнейшим акционером компании Walt Disney, имеет все возможности для этого.
В заявлении, сделанном совместно с руководителями EMI Group, Джобс сообщил, что отныне музыка EMI будет распространяться магазином Apple iTunes без механизмов Digital Rights Management, реализующих технологию защиты авторских прав, которая ограничивает свободу распространения и использования музыки.
На вопрос же о возможности отказа от использования механизмов DRM при распространении видео Джобс ответил так: «Управление цифровыми правами для видео существенно отличается от музыкальных, потому что в отрасли производства видеоматериалов не принято распространять до 90% информационного наполнения в незащищенном виде. Этого никогда не было. На мой взгляд, эта отрасль находится в совершенно ином положении, и я не стал бы проводить здесь параллелей».
Джобс упомянул о технологии Content Scramble System, с помощью которой диски DVD защищаются от копирования. По его словам, CSS является определяющим отличием между рынком видео и музыки, поскольку музыкальные компакт-диски не имеют никакой защиты от копирования. Соответственно, и по электронным каналам музыка должна распространяться точно так же, как и на компакт-дисках, — без какой-либо защиты от копирования.
Зачем хитрить главе Apple?
Впрочем, противники технологий DRM и аналитики не принимают таких доводов.
«Большинство людей уверены, что, произнося эти слова, Джобс был прекрасно осведомлен о технической стороне вопроса, — отметил ведущий аналитик Forrester Research Джеймс Маккиви. — Ведь программы, позволяющие обходить защиту CSS, можно найти без всякого труда, и они достаточно широко используются, поэтому подобный аргумент, характеризующий отличие отрасли DVD от отрасли производства компакт-дисков, не выдерживает никакой критики».
Противники технологий DRM утверждают, что при желании Джобс легко может создать прецедент в отрасли распространения видео, изъяв механизмы DRM из фильмов, выпускаемых студией Disney, однако Маккиви считает, что необходимость учитывать интересы бизнеса не позволит ему сделать это.
«Ни одна киностудия никогда не поддержит магазин iTunes, если станет ясно, что Джобс будет бороться за отказ от использования механизмов DRM, — подчеркнул он. — Если Джобс попробует выложить в магазине iTunes продукцию Disney без средств защиты от копирования, другие студии испугаются, решив, что и с ними он готов проделать то же самое».
Вести переговоры с представителями музыкальной отрасли и делать заявления, подобные прозвучавшему на конференции EMI, Джобс может благодаря тому, что через магазин iTunes поставляется примерно 10% общего объема продаж музыкальной информации в США. Вместе с тем этот магазин стал предлагать видео лишь совсем недавно, и ему еще предстоит доказывать рентабельность этого предприятия. А следовательно, несмотря на свои призывы к ликвидации защитных механизмов DRM при распространении музыки, по отношению к киностудиям Джобс не имеет возможности занять ту же позицию, что и по отношению к музыкальным компаниям.
Цена любви потребителей
Тем не менее причины, заставляющие Джобса отказаться от призывов к распространению видео без механизмов DRM, мало волнуют противников этих технологий.
Инициатива DefectiveByDesign, выдвинутая ассоциацией Free Software Foundation и направленная на распространение информационного наполнения, свободного от механизмов DRM, собрала уже более 6 тыс. подписей. В открытом письме, адресованном Джобсу, участники инициативы призывают его удалить средства DRM из определенного контента, включая видео. В письме говорится, что в прошлом году Джобс продал студии Disney компанию Pixar, превратившись, таким образом, в крупнейшего акционера Disney. Указывается также, что Disney была первой студией, согласившейся продавать фильмы через магазин iTunes. «У вас есть возможность показать всем пример в области распространения видео и фильмов, — подчеркивается в письме. — Студия Disney могла бы стать первым из ведущих игроков, отказавшимся от механизмов DRM. В вашей власти претворить это в жизнь».
Еще одной группой, побуждающей представителей отраслей производства музыки и видео отказаться от DRM, является ассоциация Electronic Frontier Foundation.
«Заявление EMI, безусловно, шаг в правильном направлении, — заметил координатор инициатив EFF Дерек Слэйтер. — Но почему бы не перенести этот положительный опыт и на видео, продаваемое через iTunes? Ведь причины, заставляющие нас отказаться от механизмов DRM, столь же актуальны и для этой части информационного наполнения».
В Норвегии, где уполномоченный национального совета потребителей ведет активную борьбу с политикой DRM iTunes в Европе, с одобрением встретили заявление EMI. Но того же самого здесь ждут и от рынка видеопродукции.
«Представители отрасли производства фильмов, а также других культурных секторов, постепенно выходящие на рынок электронных услуг, должны отметить важный шаг, совершенный EMI сегодня, — подчеркнул старший консультант Норвежского совета потребителей Торгейр Уотерхаус. — Тем, кто хочет завоевать уважение и любовь потребителей, необходимо выдвигать справедливые предложения, которые помимо всего прочего обеспечивали бы истинную интероперабельность и не содержали никаких блокирующих технологий».