Автоматизированную систему управления складом иногда называют мозгом современного складского комплекса
По словам генерального директора компании Axelot Алексея Тимашова, для современных складских хозяйств характерен целый ряд типовых проблем. В частности, отсутствие актуальной информации об остатках вследствие ненадлежащего учета; «потери» товара на складах; задержки при выполнении складских операций; пересортица; сложность с отслеживанием сроков годности товара (что особенно актуально на складах продовольственных, медицинских препаратов и др.); сложность проведения инвентаризации; зависимость от персонала. Осознание этих проблем зачастую становится побудительным мотивом для внедрения автоматизированной системы управления. Однако, как считает Тимашов, информационная система — лишь инструмент, помогающий управлять эффективно. Первична же грамотность организации бизнес-процессов компании.
Чтобы рассказать о том, как с помощью специализированного программного обеспечения можно организовать эффективную складскую и транспортную логистику, в Axelot провели семинар, в центре которого оказалось разработанное компанией совместно с «1С» решение «1С-Логистика:Управление складом».
По словам разработчиков системы, она позволяет существенно повысить эффективность работы складского комплекса, в том числе оптимизировать использование площади склада; сократить затраты на хранение товара, время проведения складских операций, уменьшить количество ошибок при комплектовании заказов. Опыт внедрений показал, что использование АСУ способствует повышению точности учета товара, помогает избежать потерь, связанных с ограничением срока реализации товара, уменьшает зависимость от персонала склада.
При внедрении системы в крупных складских комплексах с большим товарооборотом, где обязательным требованием становится управление в реальном времени, применяются технологии штрих-кодирования. Одна из важных особенностей решения «1С-Логистика:Управление складом» — возможность использования широкого спектра радиотерминалов сбора данных.
Систему можно использовать и на складе ответственного хранения, так как она позволяет вести учет товара и операций отдельно по каждому владельцу, а также рассчитывать стоимость оказанных услуг по различным критериям.
Основными функциями системы «1С-Логистика:Управление складом» являются: задание топологии склада и учет товара; планирование, приемка и размещение товара; отбор, упаковка и отгрузка; инвентаризация; управление задачами и ресурсами. Поддерживается работа с различными типами торгового оборудования. Система реализована в среде «1С:Предприятие 8.0».
Один из примеров внедрения системы — проект по автоматизации управления складским комплексом ответственного хранения компании «Ветт Транс», которая специализируется на транспортных услугах в России и за рубежом, складских услугах, морских контейнерных перевозках во внутреннем и международном сообщении и т. д.
Компания намеревалась автоматизировать управление и учет на складском комплексе, где на площади в 3 га расположен административный корпус, открытые площадки для размещения транспорта и сам складской комплекс площадью 7,5 тыс. кв. м.
В системе «1С-Логистика:Управление складом» заказчика привлекли такие ее особенности, как масштабируемость и открытая архитектура, обеспечивающая быструю перенастройку силами собственных специалистов, которые были подготовлены для технической поддержки системы. Перенастройка на коммерческом складе требуется часто, так как меняется ассортимент товара, и как следствие требования к его упаковке и таре для транспортировки.
Внедрение системы заняло три с половиной месяца. Автоматизирован прием, размещение, отбор и отгрузка товара, реализована аналитическая отчетность и связь с информационными системами упаковочных компаний. Введен в эксплуатацию специализированный модуль по учету услуг ответственного хранения, организована поддержка средств штрих-кодирования во всех складских операциях.
Еще один из представленных проектов — автоматизация управления материально-техническим обеспечением ОАО «Иркутскэнерго». В ходе проекта был автоматизирован 21 филиал компании, 18 дочерних зависимых организаций, управление торговым домом «Иркутскэнерготрейд» и его территориально удаленные подразделения. Проект длился десять месяцев.
В ходе проекта специалисты Axelot создали единое информационное пространство, в результате каждый сотрудник получил удобный и оперативный доступ к необходимой информации, а компании в целом была обеспечена прозрачность выполнения работ благодаря оперативному мониторингу и возможности точного измерения фактических показателей деятельности. Произошло сокращение объема складских запасов, меньше времени стало уходить на такие непроизводительные работы, как ручное формирование отчетов, телефонные переговоры с филиалами по поводу исполнения заказов и пр.