Выступление генерального директора группы компаний «Синтерра» Виталия Слизеня на форуме «Госзаказ 2007» было посвящено экономии государственных средств, получившейся вследствие того, что подключение школ к Internet в ходе национального проекта «Образование» велось централизованно, силами компании «РТКомм», входящей в «Синтерру».
Слизень привел следующие оценки. Если бы каждый из 86 федеральных округов России устраивал свой конкурс на проведение работ по проекту «Образование» в части подключения учебных заведений к Internet, то на это было бы затрачено около 8,6 млн. руб. (на организацию одного конкурса требуется порядка 100 тыс. рублей). Так как конкурс был единым для всей страны, то он обошелся казне именно в эти самые 100 тыс. рублей.
Подключение по технологии VSAT 6 тыс. установок (6 тыс. школ) при централизованной схеме закупки оборудования и заказа на установку обошлось приблизительно в 1,136 млн. рублей. Без скидок «за массовость» та же установка стоила бы на четверть дороже, то есть около 1,42 млрд. рублей.
Аналогично, подключение по технологии xDSL и с помощью радиодоступа 47 тыс. школ обойдется казне примерно в 1,821 млрд. рублей. При децентрализованной схеме, если бы разные исполнители устанавливали подключение школ каждый в своем регионе, как утверждает Слизень, скидки были бы гораздо меньше, цена этой части проекта возросла бы на 40% и составила уже порядка 2,549 млрд.
Еще одна статья расходов — затраты на межсетевой обмен. В каждом регионе присутствует свой оператор связи, исполняющий проект. Естественно, что школы стремятся получить доступ к образовательным ресурсам, расположенным по всей стране. Следовательно, оператор должен будет оплачивать трафик, выходящий за пределы своей сети. Затраты на это по всем регионам могут составить около 82 млн. рублей. Но так как проект реализуется на ресурсах сети «РТКомм», присутствующей во всех регионах страны, то затраты на соединения с другими операторами значительно снижаются, и в результате цифра составила около 2 млн. рублей.
Дешевле обошлось и создание единого портала «Образование» — закрытого ресурса, с помощью которого можно проконтролировать сроки и выполнение работ по подключению, узнать параметры использования услуги. На нем же размещаются документы, подтверждающие приемку работ с перечнем ответственных лиц, ведется автоматический сбор статистики, генерируются различные формы отчетов. Налаживание такой системы и поддержание постоянного контроля в масштабах страны потребовало 2 млн. рублей. Если бы надо было контролировать исполнителей в каждом регионе, это вылилось бы в 43 млн. рублей (считая, что на контрольные функции в каждом из регионов пришлось бы потратить по 0,5 млн. рублей). Удалось, по утверждению Слизеня, сэкономить и на системе фильтрации нежелательного контента. Ее стоимость составила около 33 млн. рублей, создание систем фильтрации в каждом регионе потребовало бы порядка 270 млн.
Подытоживая все вышесказанное, Слизень отметил, что при децентрализованной модели ведения проекта затраты на него составили бы около 4,372 млрд. рублей. А с учетом использования уже имеющихся ресурсов возможности получения скидок и т. д. при централизованной модели затраты не вышли за предел 3 млрд. рублей.