В Google отметили годовщину работы в России
Первую годовщину своей деятельности в России компания Google отметила не объявлением бизнес-результатов, а переездом в новый московский офис. Он пока выглядит полупустым, но команда представительства чрезвычайно быстро растет, пополняясь сотрудниками самых разных специальностей: менеджерами проектов, специалистами по маркетингу и общественным связям, бухгалтерами, и, разумеется, программистами.
В 2006 году крупнейший поисковик, на который приходится 61% запросов всех Internet-пользователей мира, открыл в России два центра разработки — в Москве и Санкт-Петербурге. Как рассказал руководитель московского центра разработки Google Сергей Бурков, примерно 80% усилий разработчиков сосредоточено на локализации сервисов компании для российского рынка и 20% — на создании новых технологий для корпорации в целом. За прошедший год в Google русифицировали 15 продуктов, включая платформу Google Applications для корпоративных пользователей, инструменты персонализации страниц, средства коллективной работы и общения, в частности Internet-пейджер с возможностью голосового общения, и функцию автоматического перевода англоязычных Web-страниц. В конце прошлого года был также запущен агрегатор новостей из российской части Internet, а также открыта для всех желающих возможность обзавестись адресом на бесплатной почтовой службе Gmail.
В московском и санкт-петербургском центрах сегодня трудится около 50 разработчиков. Но как быстро их число будет расти, представители Google пока прогнозировать не готовы. По их словам, компания практически не ограничена в ресурсах и готова принять всех желающих, прошедших собеседование. Однако при этом производится довольно жесткий отбор, в процессе которого, помимо профессиональных задач и тестов, особое внимание уделяется оценке творческих способностей и логического мышления кандидатов. Кроме того, кадровики компании обращают внимание на победителей и участников различных соревнований по программированию.
Все новобранцы проходят «курс молодого бойца» в зарубежных офисах Googe: программисты — в штаб-квартире компании в Калифорнии, остальные — в Ирландии или Великобритании.
Всего в мире у Google сегодня насчитывается около 10 тыс. сотрудников, и компания продолжает набирать персонал. Плоская организационная структура и специфическая «неформальная» культура делает Google больше похожей на университет, чем на корпорацию. К примеру, каждый инженер может посвятить 20% своего рабочего времени, то есть один день в неделю, разработкам собственных инновационных идей. Эти своеобразные «внутренние стартапы» заносятся в корпоративную базу данных и по достижении определенного уровня зрелости оцениваются на перспективность дальнейшего развития.
«Google не любит проекты на пять лет», — заявил Бурков. По его словам, от начала до запуска проекта проходит в среднем три месяца.
В 2006 году Forbes признал Google лучшим работодателем в США и ряде европейских стран, поскольку компания стремится решить бытовые проблемы своих сотрудников. Те, не отходя от рабочего места, могут воспользоваться услугами автосервиса, парикмахерской или химчистки, получить медицинскую помощь или массаж и даже взять с собой на работу домашнее животное, которое нельзя оставить без присмотра. Сотрудникам московского офиса доступно пока немногое из корпоративных социально-бытовых благ, но, по всей видимости, у них еще все впереди (по крайней мере, массажное кресло в новом офисе Google уже стоит).
Одним из важнейших направлений деятельности компании в 2006 году глава Google Россия Владимир Долгов назвал совместные проекты с операторами связи, такими как «ВымпелКом» и «Корбина Телеком». Основные же трудности компании связаны с приспособлением бизнес-модели Google, прекрасно отлаженной для работы на западных рынках, к российским реалиям. Например, выплату вознаграждения Web-мастерам, во всем мире производимую с помощью чеков, посылаемых по почте, в России нельзя назвать удобным способом, так как обналичить такой чек можно всего в двух банках. Однако Долгов считает, что решение этих проблем — вопрос времени. Так, в конце 2006 года Google наконец начала принимать платежи за контекстную рекламу в системе AdWords от российских юридических лиц с генерацией документации, требуемой по законодательству.
Эти трудности не мешают Google завоевывать российский рынок. По данным статистического сервиса LiveInternet, за 11 месяцев 2006 года доля трафика, генерируемого Google, удвоилась. При этом большую часть этого прироста Google явно «откусывает» у конкурентов. На март 2007 года доля переходов пользователей на Web-сайты с поисковых страниц Google составила 25,3%. У «Яндекса», лидера рынка, она составляет 50,8%, у Rambler — 17,9%, на Mail.ru приходится 6% переходов, которые служат основой рекламной бизнес-модели поисковых сервисов.