Резкое увеличение масштабов бизнеса вызывает как количественные, так и качественные изменения, порождающие целый букет новых задач и новых проблем. Многие из них ясно видны не только сотрудникам предприятия, но и поставщикам систем управления, поскольку им приходится решать их вместе
Наш еженедельник провел опрос среди российских и зарубежных поставщиков ERP-решений, участники которого поделились своим немалым опытом в этой области. Их заказчики сегодня демонстрируют поразительные темпы роста. Скажем, оборот клиента «Паруса», компании «Евроцемент», за несколько лет вырос примерно в пять раз, «Биотэк» — в десять раз, а Завод радиоаппаратуры за пять лет показал рост оборотов в 40 раз!
При столь резком росте масштабов компании отработанные управленческие методики перестают успевать за бизнесом, как следствие, снижается степень контроля, точность планирования, эффективность мотивационных и организационных инструментов.
Как в этих условиях изменяются приоритеты компании в отношении ИТ? Президент корпорации «Галактика» Николай Красилов считает, что они меняются не сильно, поскольку информационные технологии выполняют обеспечивающую и поддерживающую функции. Увеличение масштабов бизнеса — долгосрочный процесс, отраженный в стратегических целях компании.
«Не думаю, что именно на ИТ ложится основной удар», — согласен директор Центра корпоративных решений «Парус» Алексей Казарезов. Если компания планирует масштабный рост бизнеса, то приоритеты меняются в отношении не только ИТ, но и всех служб, которые должны его обеспечить: производственные, логистические, сбытовые и другие подразделения должны быть готовы к переходу на новые принципы работы.
«Приоритеты большинства компаний в отношении ИТ меняются, но не быстро, в ряде случаев продолжает превалировать финансирование по остаточному принципу», — говорит директор по технологиям Oracle СНГ Глеб Ладыженский. В то же время, по его мнению, это не совсем верно для тех организаций, где сам бизнес уже существенно зависит от состояния ИТ; примерами таких организаций могут служить компании финансовой и телекоммуникационной сферы.
В большинстве же случаев приоритетность ИТ определяется «статусными» проектами, существенную часть которых образует внедрение ERP-систем, в которые инвестируются огромные средства. Если поставлена цель роста объемов бизнеса, то выбор необходимо остановить на системе с высокой масштабируемостью и широкими функциональными возможностями.
В период интенсивных инвестиций, которых требует быстрое развитие бизнеса, существенно повышается значение финансового контроля.
«Быстрый рост влечет за собой снижение уровня управляемости, на какой-то период бизнес становится менее прозрачным», — отметил Красилов. Как только ослабляется контроль за финансовыми потоками, компания начинает терять деньги вследствие неоптимальной работы. В этой ситуации ИТ-инструменты выходят на первый план, поскольку они позволяют быстро реагировать на изменения и расти, не теряя контроля, считает менеджер Microsoft по продвижению решения Dynamics AX Вадим Корепин.
«Управленцы могут постепенно переходить к оперированию все более агрегированными данными, зная, что в любой момент они могут детализировать любой показатель», — отметил он.
Любое изменение чревато высокими рисками, которые надо просчитать, прежде чем что-то менять. Руководители российских предприятий постепенно приходят к пониманию необходимости расчета рисков при модернизации ИТ-систем и важности управления рисками при любых изменениях в сфере ИТ. Наиболее дальновидные из них, приступая к модернизации информационных систем, прибегают к услугам специализированных компаний для тщательного просчета рисков. Тем не менее, отмечает Ладыженский, ощущается заметный недостаток финансирования той части проектов по модернизации, которая касается управления рисками.
Новые задачи
Какие типичные задачи встают перед ИТ-службой, которая должна обеспечить поддержку нормального функционирования компании и четкого выполнения всех бизнес-процессов, несмотря на создание новых направлений бизнеса, увеличение объемов данных, появление территориально удаленных подразделений и рост количества клиентов?
Чтобы ИТ не превратились из инструмента эффективного управления в его тормоз, первоочередной задачей является проверка существующей системы на способность поддержать прогнозируемый размер компании через три года: количество одновременно работающих с системой пользователей, размер базы данных, количество обрабатываемых транзакций, время расчета планов, отмечает Корепин. Вторая задача, по его мнению, —это проверка поставщика, который должен быть стабильным, дабы не прекратить поддержку системы на этапе агрессивного роста компании, поскольку в этот период переход на другую систему может стать критичным для существования бизнеса.
«Типовая задача номер один — стандартизация», — подчеркивает Казарезов. По его опыту, когда речь идет об экстенсивном росте, сопровождающемся появлением дополнительных активов, ключевым моментом является наличие внутреннего стандарта на тиражирование ИТ-инфраструктуры, в том числе и информационной системы. Чтобы рост бизнеса поддерживался максимально эффективно, должен существовать документ, где описано, какие серверы закупаются для каждого из новых подразделений, какие каналы связи разворачиваются, какой софт ставится, как происходит обучение персонала и как обеспечивается поддержка. Так делают, например, многие заказчики «Паруса». Например, у ювелирной компании «Адамас» есть собственный стандарт на новый магазин, у «Евроцемента» — на новый завод.
Чтобы рост сложности вычислений не довел информационную систему до коматозного состояния, ИТ-служба должна быть способна предугадывать проблемы, связанные с растущим числом операций, пользователей и увеличением объема базы данных. Неплохо, если для этого в распоряжении ИТ-специалистов будут специальные инструменты, например система нагрузочного тестирования, позволяющая моделировать ситуации увеличения нагрузки.
Естественно, с ростом ИТ-инфраструктуры лавинообразно возникает рост сложности процессов поддержки пользователей ИТ-инфраструктуры. В «Парусе» для поддержки пользователей разработали типовое решение по управлению проектами, представляющее собой совокупность технических и методологических приемов, реализованных на проекте в «Сургутнефтегазе».
В то же время ИТ-служба должна быть ориентирована на снижение издержек, и стоимость поддержки пользователей в расчете на одно место с ростом ИТ-инфраструктуры должна падать, отметил Казарезов. И при тиражировании решений так и происходит: затраты на программное обеспечение и его внедрение в относительных величинах уменьшаются.
Недешевый рост
«Для адекватного финансирования программы модернизации информационных систем исключительно важна поддержка руководителей компании, в том числе и финансового директора, тщательно выверенная и согласованная стратегия модернизации с поэтапным контролем достигнутых результатов», — подчеркнул Ладыженский. По его словам, руководители предприятий стремятся к тому, чтобы новые требования растущего бизнеса сразу находили отражение в ИТ-сервисах. Однако модернизация требует от топ-менеджмента не только незаурядного ума, воли, наличия рычагов влияния, систематичности и продуманности всех действий по реализации проекта, но и огромных инвестиций. Готовы ли заказчики платить больше за решение новых ИТ-задач?
Основными направлениями ИТ-расходов при росте бизнеса остаются затраты на наращивание инфраструктуры (обычно до 80% ИТ-бюджета идет на оборудование и коммуникации, 20% — на программное обеспечение), а также на внедрение ERP-систем. Эта часть затрат увеличивается с ростом масштабов проекта. При этом типичный заказчик рассматривает ИТ как центр затрат, нечто такое, за что приходится платить, и платить очень дорого. «В целом превалирует стремление заказчика снизить затраты на общую инфраструктуру ИТ и увеличить затраты на те компоненты ИТ (например, на бизнес-приложения), которые дают измеряемую отдачу в виде деловых преимуществ», — говорит Ладыженский. Кроме того, по его наблюдениям, заказчики стали выделять средства на правильное лицензирование программных продуктов.
Как правило, затраты на внедрение или развитие ИТ возрастают не сильно, отмечает Красилов, так что превалирует желание добиться снижения стоимости проекта внедрения ИТ, а не скидок «на масштаб».
Трудности роста
Проблемы, с которыми обычно предприятия сталкиваются при масштабировании информационной системы или при миграции с одной информационной системы на другую, можно разделить на три группы: инфраструктурные, прикладные и организационные.
Проще всего решаются инфраструктурные проблемы, когда предприятия достигают предела производительности своих вычислительных ресурсов. При условии выделения соответствующих финансовых ресурсов сегодня несложно проложить каналы связи, установить новые сервера и системы хранения. Однако отнюдь не все программные продукты готовы обрабатывать любые объемы транзакций и выдержать неограниченное число пользователей. Поэтому при росте бизнеса возникает необходимость либо в смене системы, либо в отказе от части требований по информационной поддержке бизнеса.
Узким местом может стать уровень нагрузки на сеть, СУБД и саму информационную систему: при низкой пропускной способности сети и недостаточной мощности сервера системы скорость обработки запросов пользователей с ростом их количества будет неуклонно снижаться.
Миграция между системами одного класса, по наблюдениям Казарезова, — более простое действие, поскольку у предприятия уже есть культура работы в масштабной системе с объединенными процессами. Миграция с «лоскутной» системы на систему класса ERP вызывает огромные сложности, в основном нетехнического свойства.
«Зачастую линейные менеджеры слабо представляют, что такое масштабирование информационных систем и что такое замена некоторых важных корпоративных приложений», — отмечает Ладыженский. По словам Казарезова, при распространении уже апробированных решений и идей на другие предприятия возникает некоторое отторжение персоналом тех решений, которые им навязываются при тиражировании программного обеспечения. Красилов также назвал естественное сопротивление персонала одной из главных проблем при смене информационной системы: пользователи, как правило, не видят необходимости перехода с привычных технологий на что-то новое. Конвертация данных из одной системы в другую также сопряжена с дополнительными сложностями.
Уровень безопасности
С ростом бизнеса и расширением масштабов ИТ-проекта повышаются требования к информационной безопасности. Но, по словам Ладыженского, несмотря на разговоры о важности информационной безопасности, на практике многие предпочитают «принимать таблетки, вместо того, чтобы заниматься систематическим лечением». Если подход к безопасности меняется очень оперативно, то действия по созданию защищенных систем выполняются недостаточно быстро, чтобы соответствовать современным реалиям. Наиболее жестким стимулом, заставляющим компании выполнять проекты по обеспечению информационной безопасности, является директивное регулирование на государственном или международном уровне. Например, требования акта Сарбейнса-Оксли заставили целый ряд российских компаний запустить проекты по корпоративному управлению идентификационными данными пользователей и доступом пользователей к информационным ресурсам и приложениям.
Технологические требования
К каким технологиям пробуждается интерес у растущих компаний? Для многих компаний увеличение масштабов бизнеса — сигнал к замене локальных учетных решений единой управленческой системой, отмечает Красилов. При этом ключевую роль, по его словам, играет чисто субъективное ощущение потери контроля. При небольших объемах деятельности руководитель прекрасно знает каждого своего заказчика, каждого менеджера и поставщика. С развитием масштабов компании сохранить подобное знание невозможно, отсюда ощущение, что контроль над деятельностью предприятия потерян. Тогда и приходит решение о внедрении управленческой системы, которая позволит его вернуть.
Информационная система должна быть гибкой и относительно независимой от разработчика, чтобы представители ИТ-службы при необходимости могли оперативно решать вопросы с изменениями, которые могут происходить достаточно быстро, отмечает Казарезов. При серьезной перестройке ИТ приходится планировать приобретение новых бизнес-приложений, их адаптацию к существующей инфраструктуре. Меняются бизнес-процессы, соответственно изменяются регламенты работ, у ИТ-департамента появляются новые внутренние заказчики со своими требованиями. Скорость, с которой информационная система приспособится к новой структуре бизнеса, определяется адаптивностью ее программной и аппаратной инфраструктуры. «Обычно достижение гибкости информационных систем связывают с использованием сервис-ориентированной архитектуры», — считает Глеб Ладыженский, директор по технологиям Oracle СНГ. По его словам, сегодня на первый план выдвигается так называемая SOA 2.0, то есть объединение плодотворных идей SOA и EDA (Event-Driven Architecture), что дает Oracle основание рекомендовать в качестве наиболее передовой архитектуры информационных систем сервис-ориентированную архитектуру, управляемую событиями.
Если в компании уже используется ERP-система, отвечающая потребностям растущего бизнеса, то зачастую возрастает спрос на решения для консолидации информации в рамках сложных или территориально распределенных структур. Актуальными становятся также вопросы управления цепочками поставок, управления информационными ресурсами предприятия и использования инструментов бизнес-аналитики.