«Сети» 

Бизнес телекоммуникационного оператора, по сути, складывается из двух частей — оказания услуг клиентам и тарификации этих услуг с последующим выставлением счетов. Это правило справедливо для операторов любого размера и профиля деятельности, но, поскольку телекоммуникационный рынок в нашей стране сильно подвержен влиянию консолидации, на повестку дня выходит проблема организации такого бизнеса в условиях перманентных слияний и поглощений.

Понятно, что процесс предоставления услуг и отвечающие за него элементы сети могут быть территориально распределенными.

Во-первых, это неизбежно, поскольку клиенты оператора распределены по территории лицензионного покрытия, а во-вторых, не имеет смысла сосредоточивать все коммутационные ресурсы оператора в одной точке, дабы она не стала в один прекрасный момент единой точкой отказа. Децентрализованная структура Internet и IP-сетей как таковых служит наглядным доказательством преимуществ распределенной архитектуры в телекоммуникациях. В-третьих, любые доступные ныне промышленные решения операторского класса имеют определенные ограничения сверху по количеству поддерживаемых пользователей. На гибридных IP-УАТС и программных коммутаторах верхний предел масштабирования равняется, как правило, 100 тыс. абонентов. Хочешь обслуживать больше клиентов — не вопрос, ставь дополнительную стойку с соответствующим оборудованием любого производителя (главное — чтобы оно поддерживало открытые отраслевые стандарты) и подключай его к существующей IP-сети.

Кстати, даже сети городского масштаба зачастую насчитывают сотни абонентских мультиплексоров и десятки коммутаторов, не говоря уже о региональных или федеральных сетях.

Игорь Елисеев — главный редактор журнала «Сети». С ним можно связаться по электронной почте по адресу ieliseev@osp.ruГораздо сложнее обстоит дело с информационным обеспечением операторского бизнеса, куда относятся биллинговые системы, CRM, модули OSS/BSS и системы документооборота. Если оператор, активно расширяющий свое поле деятельности, поглощает локальных поставщиков услуг лишь с целью «застолбить» свое присутствие на конкретном рынке, то ему необязательно заниматься унификацией ИТ-инфраструктуры во всех материнских и дочерних подразделениях. Он может выступать в роли управляющей компании, которая владеет пакетом акций множества отдельных предприятий и проводит в жизнь единую политику в области корпоративного менеджмента и маркетинга.

На первом этапе региональной экспансии проводных и беспроводных операторов такой минимализм себя оправдывает. Но будущее телекоммуникационного бизнеса так или иначе строится на конвергенции технологий и услуг, а значит, без унификации моделей предоставления услуг и поддерживающих информационных систем уже не обойтись. А если данный конкретный оператор (или управляющая компания) разместил свои акции на бирже? В этом случае он обязан обеспечить полную информационную прозрачность всех подотчетных ему структур, и единственным приемлемым решением здесь может быть переход на единые платформы биллинга, ERP и документооборота.

Получается, что масштабируемость используемых информационных систем более критична, чем масштабируемость коммуникационного оборудования, обеспечивающего предоставление сервисов. Причем речь идет не только о вертикальном масштабировании нагрузки на систему, но и о функциональной ее гибкости и расширяемости.

Последний фактор особенно важен, когда мы говорим о конвергентном биллинге. Установленная в сети оператора система должна быть готова к тому, что завтра станет необходимо тарифицировать не только звонки абонентов или байты переданных данных, но и любые разовые события, относящиеся к потреблению услуг (например, скачивание фильмов, доступ к сетевой игре, переконфигурирование тарифов, получение информационной справки и т. д.). За все перечисленные действия оператор может выставлять счет абоненту, но также должен рассчитываться и с внешними контрагентами, предоставляющими через его сеть запрашиваемый контент.

В принципе современные биллинговые системы учитывают потребности операторов как в вертикальном (нагрузочном), так и в горизонтальном (функциональном) масштабировании. Крупнейшие мировые поставщики биллинговых решений, такие как Amdocs, могут похвастаться инсталляциями комплексов, рассчитанными на десятки миллионов абонентов.

Подобную систему установил у себя и «Билайн», и она централизованно обслуживает более 40 млн. российских абонентов сотовой связи. А вот МТС пока эксплуатирует унаследованные системы; возможно, в этом причины жалоб абонентов на некорректную тарификацию услуг и определенные трудности с персонализированным подходом к обслуживанию клиентов.

Как и крупные корпоративные заказчики, операторы связи стремятся сегодня консолидировать свои информационные ресурсы в центрах. Впрочем, для систем биллинга, бэк-офиса или серверов приложений такая задача не составит труда, поскольку они изначально проектируются как централизованные ресурсы, обслуживающие всю операторскую сеть или ее региональный фрагмент.

Собственно, по этому пути движется сегодня и традиционный операторский холдинг «Связьинвест», стремящийся максимально повысить свою рыночную капитализацию.