Минобрнауки собрало на своем стенде 55 российских экспонентов
Российские компании на международных ИТ-выставках давно перестали восприниматься как экзотика. Стенды известных отечественных разработчиков программного обеспечения (таких, как «ПроМТ», ABBYY, «1С», «Лаборатория Касперского») выглядели на CeBIT 2007 ничуть не менее солидно, чем экспозиции их зарубежных коллег. Менее известные российские компании, как правило, располагаются на коллективных стендах, коих в этом году было два. Один — под названием Russian IT&Telecommunication — торжественно открыли в первый день работы CeBIT (см. Computerworld Россия № 10, 2007, Der Drang aus Osten), второй, Russia: IT in Science, Education and Business («Россия: ИТ в науке, образовании и бизнесе»), принял на площади полтысячи квадратных метров 55 разработческих коллективов.
Этот стенд, организованный под эгидой Министерства образования и науки РФ, традиционен, однако по сравнению с прошлым годом и площадь, и число его участников выросли почти вдвое. Это удвоение — следствие того, что в нынешнем году Россия участвует в CeBIT в качестве «страны-партнера».
Почти половина компаний, представленных на стенде, участвуют в нем впервые, треть участников — это научно-исследовательские институты, ведущие технические вузы и т. п. Диапазон представленных ими решений охватывает почти все области, связанные с ИТ: от развлекательных программ и игровых устройств до решений по информатизации учебных заведений и grid.
К примеру, одним из самых зрелищных проектов стала «Виртуальная сфера», созданная в Московском государственном институте электроники и математики, — принципиально новое устройство ввода, не имеющее, по словам разработчиков, на сегодняшний день аналогов. Устройство представляет сферу диаметром 2,6 м, помещенную на платформу, которая позволяет ей вращаться вокруг собственной оси. Благодаря такой конструкции находящийся внутри этой сферы пользователь в виртуальном шлеме может перемещаться в любых направлениях, «путешествуя» по трехмерным виртуальным пространствам. Область применения этой разработки не ограничивается играми: по словам создателей сферы, ее можно использовать как инструмент для подготовки специалистов силовых структур, а также как тренажер в спортивных и оздоровительных центрах.
Большая же часть стенда была отведена разработкам небольших компаний. По словам Людмилы Поповой, одного из организаторов объединенного стенда, с целью отбора лучших экспонатов в первую очередь анализировались проекты, выполненные в рамках целевых научно-технических программ Минобрнауки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.
«Наш стенд — своего рода инкубатор для высокотехнологичных начинающих компаний, — заявила Попова. — Например, в 90-х годах на нем выставлялись ‘Лаборатория Касперского’ и ABBYY, которые находили таким образом своих первых зарубежных партнеров». По словам Поповой, таких примеров немало, инвестиции, получаемые впоследствии российскими компаниями, измеряются десятками миллионов долларов.
Впрочем, одним только предоставлением выставочной площади поддержка небольших российских компаний на CeBIT 2007 не ограничивалась. По соседству с объединенным российским стендом расположился Немецко-российский центр трансфера технологий (Deutche-Russisches Zentrum fur Technologietransfer, DRZT). Эта организация помогает российским компаниям выходить на рынок Германии, а ее «зеркало» в нашей стране, Российско-немецкий центр трансфера технологий, соответственно, предлагает свои услуги немецким компаниям.
По словам президента DRZT Юргена Крейенберга, одно из главных преимуществ, которые получают российские компании, сотрудничающие с центром, — это офисное помещение в технопарке Ганновера, в котором, например, может работать представительство российской фирмы, зарегистрированное как немецкое юридическое лицо. Такая форма выхода на рынок является оптимальной для большинства компаний: их немецким партнерам значительно проще работать с фирмой-«соотечественником».
Что же касается поиска партнеров, то, как заверил глава DRZT, уже сегодня в центре есть десятка немецких компаний, готовых к партнерству с российскими фирмами в области технологий, инвестиций, маркетинга и т. д. В течение выставки, по словам Крейенберга, на стенд DRZT обращалось большое количество немецких компаний, ищущих возможности выхода на российский рынок и нуждающихся в местных партнерах.