В рамках выставки «Торговля и склад» прошла конференция «Информационные решения в логистике и цепях поставок»
Высокие технологии на «Торговле и складе» традиционно тесно соседствуют с «бытовыми» |
Выставка собрала более сотни участников из 17 стран, и около 40 компаний представляли ее ИТ-раздел. Здесь демонстрировались системы комплексной автоматизации предприятий оптовой и розничной торговли, складских хозяйств, системы телекоммуникации для организации локальных и региональных сетей торговли, системы финансово-экономического анализа, бухгалтерского учета, системы оперативного контроля товародвижения. Характерно, что на выставке появилось два десятка новых компаний, предлагающих различные решения для складских хозяйств. В результате теперь «складские» компании на выставке скорее превалируют, тогда как еще три года назад они составляли лишь треть экспозиции.
Конференция «Торговые, складские и логистические технологии» отразила тенденцию роста числа как складских решений, так и ИТ-систем. В рамках конференции состоялось несколько семинаров, некоторые из них напрямую затронули ИТ-составляющую логистики и складского хозяйства. Один из таких семинаров, названный «Информационные решения в логистике и цепях поставок», был организован консалтинговой компанией «А Дан Дзо».
Наряду с логистическими решениями, базирующимися на продуктах Microsoft, «1C» и других производителей, на семинаре был рассмотрен ряд вопросов, касающихся систем управления складами (Warehouse Management System, WMS). Товар на складе — если он расположен в порядке, конечно, — это своего рода материализованная база данных, с которой можно работать с учетом знания ее геометрии (рабочие зоны склада, геометрия стеллажей), а также отображаемого в WMS механизма работы с ячейками (операторы с погрузочными тележками или транспортерные ленты).
По словам Сергея Буховенко, директора по развитию санкт-петербургской компании «Солво», разработчика системы Solvo.WMS, типичными проблемами складов являются зависимость их работы от конкретных сотрудников, большое количество ошибок в складских операциях, невозможность выявления виновников ошибок и необходимость периодического проведения инвентаризаций на складе по причине всего перечисленного.
Решить эти проблемы можно за счет постоянного соотнесения всех действий на складе с конкретными сотрудниками (каждый из них перед началом работы входит в WMS под собственным идентификатором, а затем носит с собой радиотерминал), с конкретными складскими транспортно-погрузочными средствами (в них также может быть встроен терминал), с конкретными единицами хранения, маркируемыми штрих-кодами, и с конкретными ячейками. WMS в автоматическом режиме генерирует задания операторам и передает задания им на терминалы, при этом учитывается геометрия склада, чтобы уменьшить холостой пробег транспортных средств. Менеджеры имеют возможность отследить любую операцию, происходящую на складе. Прозрачность работы позволяет, например, проводить инвентаризацию без остановки работы на складе, а также анализировать эффективность действий операторов и объективно рассчитывать для них заработную плату.
По данным Буховенко, внедрение системы, обладающей указанными функциональными возможностями, приводит к тому, что точность данных о количестве и размещении товара при сверке достигает 99,9%, а сроки работ по приемке и отгрузке товара сокращаются в два-три раза.
Как было отмечено на семинаре, WMS-решения наиболее востребованы логистическими провайдерами. И распространение таких провайдеров рассматривается в качестве одной из главных тенденций рынка логистики в России в 2006 году, что показало исследование, проведенное компанией «А Дан Дзо» и Координационным советом по логистике. Среди основных характеристик прошлого года можно также назвать широкое внедрение ИТ-систем управления логистикой на уровне компаний, усиливающееся влияние глобализации цепочек поставок, развитие транспортной и складской инфраструктуры. Руководители предприятий отрасли ожидают, что тенденции эти продолжатся и в 2007 году, а спрос на комплексные услуги породит рост альянсов в этой сфере. Исследование показало, что внедрения информационных решений и развитие инфраструктурной сети делят первое-второе места по значимости в программах развития логистических компаний страны как в прошлом году, так и в планах на год текущий.