Компания Google продолжает укреплять свои позиции на рынке приложений для совместной работы. Новая версия размещаемого пакета Google Apps предназначена для организаций самого разного размера, и, как полагают аналитики, в скором времени станет реальным конкурентом Microsoft Office.

 

Этот пакет за определенную плату предлагает гарантированное время непрерывной работы, инструментарий управления ИТ, техническую поддержку, возможность хранить большой объем электронной почты, интеграцию с приложениями Docs & Spreadsheets, а также поддержку Blackberry для Gmail.

 

Google Apps Premier Edition стоит 50 долл. на одного пользователя в год и является третьей, самой совершенной версией пакета. Две бесплатные версии - Standard Edition и Education Edition, были выпущены в еще августе прошлого года. Как и первые версии, Premier включает в себя такие сервисы, как почта Gmail, совместно используемый календарь Calendar и служба мгновенной передачи сообщений Talk

 

Ранее данный пакет назывался Google Apps for Your Domain, поскольку организации предлагали размещаемые сервисы Google, используя свой Internet-домен и свою торговую марку. Версию Standard сейчас выбрало свыше 100 тыс. небольших компаний, а Education применяется в сотнях университетов. 

 

Сначала – дополнить, потом - заменить

 

Google Apps предлагает новый, предусматривающий использование размещаемых решений подход на рынке пакетов офисных приложений, где практически безраздельно властвует Microsoft Office - самое популярное программное обеспечение для настольных систем. 

 

Несмотря на определенные сомнения по поводу защиты и конфиденциальности, которые возникают в случаях, когда приложения и данные находятся в стороннем центре обработки данных, организации все чаще отдают предпочтение размещаемым моделям, поскольку в этой ситуации провайдер хранит приложения в своем собственном центре обработки данных и тем самым освобождает ИТ-отделы от затрат времени и средств на поддержку программного и аппаратного обеспечения. 

 

Компания Forrester Research не утверждает, что предприятиям следует отказаться от Office, но рекомендует директорам информационных служб обратить серьезное внимание на Google Apps, в первую очередь потому, что Office стоит очень дорого. Как заметила аналитик Forrester Research Эрика Драйвер, сегодня Google Apps – это более дешевая альтернатива основным приложениям Office, но, в конечном итоге, он сможет заменить его полностью. Это будет происходить по мере того, как Google будет наращивать возможности своего пакета, а директора информационной службы - активнее осваивать программное обеспечение, предлагаемое как сервис. «У Microsoft есть шанс ответить, но в любом случае Google Apps изменит расстановку сил на рынке», - считает Драйвер. 

 

Microsoft не спешит сдаваться

 

Представители Microsoft подчеркивают, что в течение нескольких лет Office пополняется компонентами размещаемых сервисов, и в корпорации уверены, что сочетание таких решений с базовым программным обеспечением для ПК – это самый верный подход. 

 

Помимо первоначальных сервисов Office, служба Office Live, имеющая около 250 тыс. подписчиков, предлагает набор размещаемых сервисов для небольших предприятий, в том числе сервисы создания и поддержки Web-сайтов, а Office Online, которым ежемесячно пользуется 70 млн. человек, открывает доступ к онлайновым ресурсам Office

 

«Мы активно занимаемся как размещаемыми сервисами, так и программным обеспечением для ПК», - подчеркнул Кирк Грегерсен, директор группы Office корпорации Microsoft. Что же касается цены Office, то Грегерсен заметил, что пользователи Office уже несколько лет располагают менее дорогими и даже бесплатными альтернативами, но когда они принимают решение о покупке Office, то, как правило, руководствуются не только стоимостью. 

 

И тем не менее, некоторые пользователи Office, такие как компания по торговле недвижимостью Prudential Preferred Properties из Чикаго, которой лицензия обходится в 400–500 долл., крайне недовольны высокими ценами. «У нас есть примеры, когда лицензии на Office стоят дороже, чем ПК, на которых это программное обеспечение работает», - заметил директор Prudential по технологии Кемден Дейли. 

 

Сейчас в Prudential, где работает около 450 человек, Google Apps используется в качестве альтернативы «весьма ненадежному» сервису электронной почты, предоставляемому на принципах аутсорсинга. Prudential выбрала бесплатную версию Standard, но Дейли считает, что один только сервис Gmail уже стоит того, чтобы заплатить за версию Premier, которую компания намерена приобрести. «Все, что предлагается помимо этого - уже бонус», - полагает он. В дальнейшем Prudential планирует провести тщательный сравнительный анализ Docs & Spreadsheets, Excel и Word.

 

На пути к совершенству

 

Представители Google признают, что сейчас Google Apps по своим возможностям уступает Microsoft Office, число пользователей которого превышает 450 млн. Аналитики считают, что Google Apps необходимо презентационное приложение, подобное PowerPoint в Office, а также расширение поддержки автономной работы помимо функций импорта и экспорта файлов в Docs & Spreadsheets.

 

Пока же, как отметила аналитик компании Nucleus Research Ребекка Веттеменн, Microsoft следует более четко объяснять, в чем состоит ценность Office Live, в котором нет размещаемых версий основных приложений Office, таких как Word и Excel. По мнению Веттеменн, вполне естественно, что с расширением возможностей работы в Internet организации рассматривают размещаемые пакеты, подобные Google Apps, как альтернативу такому пакетному программному обеспечению, как Office

 

Результаты последнего опроса, проведенного Nucleus, показали, что 51% организаций используют те или иные «приложения по требованию» для решения таких задач, как управление отношениями с заказчиками, управление проектами, управление контентом, электронная коммерция и совместная работа. 

 

Почта – прежде всего

 

В настоящее время подписчики версии Premier получают 10 Гбайт дискового пространства для хранения сообщений электронной почты на каждого пользователя (по сравнению с 2 Гбайт в версии Standard), гарантию бесперебойной работы в течение 99,9% времени и услуги поддержки по телефону для администраторов ИТ. Premier также включает в себя прикладные программные интерфейсы для интеграции пакета с бизнес-приложениями и данными. 

 

Версии Standard и Education также пополнились возможностями интеграции Docs & Spreadsheets и поддержки BlackBerry для Gmail.

 

«Это очень большой шаг вперед для Google Apps», - заявил вице-президент и генеральный менеджер подразделения корпоративных решений Google Дейв Гираурд. Он подтвердил, что компания планирует до конца года добавить к пакету еще несколько приложений, и, скорее всего, это будет wiki-сервис JotSpot.

 

Специалисты Google уверены, что версия Premier может стать хорошим дополнением к Office, и считают, что это разумный вариант для организаций, которые не могут оправдать затраты на предоставление электронной почты некоторым сотрудниками, особенно в сфере розничной торговли и на производстве. Кроме того, Google планирует сформировать вокруг Google Apps сообщество партнеров и разработчиков.

 

Компания SF Bay Pediatrics, имеющая два медицинских центра в регионе Сан-Франциско, установила версию Premier в январе, и сейчас ею пользуется большинство из 25 сотрудников компании, которые до недавнего времени довольствовались средствами электронной почты, предоставленными такими провайдерами, как AOL. «У нас не было никаких средств управления электронной почтой, и ее поддержка оборачивалась настоящим кошмаром», - заметил Эндрю Джонсон, директор информационной службы компании. По его словам, благодаря Gmail, все проблемы с производительностью и управлением электронной почтой просто исчезли.

 

Несмотря на то, что сотрудники SF Bay Pediatrics работают с пакетом Office корпорации Microsoft, они используют Docs & Spreadsheets для того, чтобы сохранять свои файлы на центральном сервере и совместно работать с ними. «Я не думаю, что сейчас мы готовы полностью перейти на программное обеспечение, предлагаемое как сервис, но, возможно, в будущем это произойдет», - заметил Джонсон.