Служба новостей IDG, Бостон
Возможности «социальных» инструментов обучения, основанных на новом поколении Web-технологий
Некоторые студенты МТИ очень редко появляются в лекционных аудиториях, предпочитая слушать их в своих комнатах в передачах по сети OpenCourseWare. В учебные аудитории они приходят главным образом на семинарские занятия. Показательно, что такой способ обучения в значительно большей степени поддерживает интерес к образованию у женщин (особенно если речь идет о технических дисциплинах) и представителей национальных меньшинств |
Задача вуза состоит не в том, чтобы дать студенту некий набор навыков, а в том, чтобы научить его учиться. Эту старую истину настойчиво повторяет Джон Сили Браун, занимавший ранее пост директора по науке корпорации Xerox и директора исследовательского центра Xerox PARC в Пало-Альто. Сейчас Браун преподает в Университете Южной Калифорнии, а недавно он выступил на конференции в Массачусетском технологическом институте, посвященной использованию инновационных технологий в образовании.
Лучшее, что можно сделать? сейчас для достижения этой цели, — перенести занятия из лекционных залов в небольшие «социальные» группы, где студенты могли бы участвовать в исследованиях, предлагая свои идеи и творчески вырабатывая собственные методы.
А для этого, в свою очередь, необходимо новое поколение инструментов для обучения на базе Web-технологий.
Пример таких средств Браун видит в предложениях творческой группы iCampus Alliance, объединяющей ученых МТИ и специ?алистов Microsoft. Это, в частности, программные системы, позволяющие составлять списки вопросов студентов, продукты со средствами распознавания, позволяющие автоматизировать анализ студенческих эссе, средства аннотирования видео и DVD. Это также и сетевые средства, позволяющие воплотить лекционный зал в компактной среде поддержки совместной работы.
Все эти технологии носят инновационный характер, между тем как методы обучения и работы, для поддержки которых они служат, давно в ходу у пользователей Internet. Инструменты для поддержки тех или иных форм совместного обучения предлагают разработчики решений категории Open Source на базе программного обеспечения Linux, Jboss, Apache и т. п. Даже подростки, интересы которых пока не простираются дальше обработки популярных мелодий, на свой лад уже осваивают методы совместной работы над проектами в Web — и с помощью Сети делятся плодами своих трудов с ровесниками.
Кроме того, Браун убежден, что цифровое общество не знает неравенства. Ему известен случай, когда молодой человек, исключенный из школы и в открытую названный неграмотным, занялся созданием ремиксов музыкальных композиций в сетевом сообществе, добившись признания на этом поприще и фактической социальной реабилитации. По мнению Брауна, предоставляя подростку возможность заниматься тем, что ему действительно интересно, вы открываете источник невероятной творческой энергии.
Подобный процесс происходит и в литературе. Читатели, остававшиеся всегда только потребителями книг, превращаются в писателей и издателей, публикуя свои творения в блогах или YouTube. Активное формирование в Yahoo групп по интересам показывает действенность подобного метода организации, независимо от конкретных форм — будь то встречи школьников или студентов, интересующихся какой-либо одной темой в классе, общение с помощью окон системы обмена мгновенными сообщениями или аватар Second Life.
Некоторые преподаватели уже приняли на вооружение этот метод. Примером тому может служить проект Faulkes Telescope, организованный в астрономической обсерватории на Гавайях. Интересно, что возможностями этой обсерватории могут пользоваться не только американские ученые, но и правительство Австралии, которое поддерживает научные работы школьников, выполняемые посредством Web.
Некоторые студенты МТИ очень редко появляются в лекционных аудиториях, предпочитая слушать их в своих комнатах в передачах по сети OpenCourseWare. В учебные аудитории они приходят главным образом на семинарские занятия. Подобное практикуется и в Университете Карнеги-Меллона, и в Университете штата Северная Каролина.