Министерство информационных технологий и связи подвело итоги тендеров по государственной программе «Компьютер в каждый дом» и объявило победителей пилотного этапа реализации программы. Программа была анонсирована Мининформсвязи в конце прошлого года. По замыслу она должна дать возможность любому жителю России приобрести стационарный компьютер одной из трех конфигураций — в программе они именуются «доступный», «оптимальный» и «эксклюзивный» — или ноутбук по цене на 10% ниже рыночной. Заказ и доставка ПК будут осуществляться через ФГУП «Почта России». По прогнозам Мининформсвязи, за два года реализации программы должно быть приобретено около миллиона компьютеров.
Масштабный проект заинтересовал многих поставщиков оборудования. Однако круг потенциальных участников программы существенно сузился из-за жестких условий конкурса — разрешение участвовать получили только отечественные сборщики, являющиеся авторизованными партнерами спонсоров программы, компаний Intel и Microsoft. В результате на конкурс было подано семь заявок — от компаний «Аквариус», Depo Computers, «Эксимер», «Инфомаш» (торговая марка Rover Computers), «Неоторг», K-Systems и консорциума компаний Kraftway и «Компьюлинк». Последний, по словам генерального директора Kraftway Алексея Кравцова, был создан специально для участия в пилотном проекте, чтобы облегчить распределение заказов по производственным мощностям компаний в зависимости от их загрузки, а также с целью совместного использования сервисных центров, общее число которых превышает 500.
Первые пять компаний из вышеприведенного списка были отсеяны на предварительном этапе отбора. В официальном пресс-релизе, распространенном Мининформсвязи, среди существенных недостатков заявок этих участников были названы «отсутствие необходимых сертификатов, в том числе сертификата ГОСТ Р на продукцию, сертификата ИСО 9001, авторизации от компаний «Интел» и «Майкрософт», а также недостаточная проработка организационных вопросов».
В результате к финальному этапу отбора по ценовому критерию были допущены лишь два участника — компания K-Systems и упомянутый консорциум (ранее в документах министерства фигурировала только одна из двух компаний, Kraftway), который и был признан официальным победителем, получившим право на поставку около 20 тыс. компьютеров на пилотном этапе программы в четыре региона — Челябинскую, Томскую, Архангельскую области и Краснодарский край.
Итоги конкурса вызвали недоумение у многих его участников, хотя озвучить их согласились не все. Претензии Мининформсвязи, связанные с отсутствием необходимых сертификатов, большинство из них назвали необоснованными. В частности, в Depo Computers подтвердили, что обладают всеми необходимыми сертификатами, включая ISO 9001, а коммерческий директор компании «Аквариус» Владимир Пискунов назвал перечисленные в конкурсной документации сертификаты «джентльменским набором любого серьезного тендерного игрока».
Компании, принимавшие участие в тендере, также пожаловались на организационные недочеты. По словам начальника отдела корпоративных продаж компании «Эксимер» Игоря Прохорченко, «участникам проекта не был дан перечень документов, которые необходимо было предоставить на рассмотрение конкурсной комиссии, поэтому заявку на участие в тендере пришлось оформлять в произвольной форме».
Впрочем, несмотря на такое начало воплощения программы «Компьютер в каждый дом», некоторые из участников прошедшего тендера планируют подать повторную заявку после окончания пилотного проекта.