После того, как Google анонсировала новую версию пакета Google Apps, получившую название Google Apps Premier Edition, не осталось ни малейших сомнений в том, каким будет направление, в котором намерена двигаться компания.
Новый Google Apps не только содержит все основные бизнес-приложения (текстовый процессор, электронные таблицы), но и предлагает поддержку, на которую рассчитывают корпоративные специалисты по ИТ: инструментарий управления ИТ, техническая поддержка и соглашение об уровне обслуживания со значительным гарантированным временем безотказной работы.
И это далеко не все, что планирует Google. Из различных публикаций компании и из интервью руководителя Google Дейва Жирауда, вице-президента и генерального менеджера подразделения корпоративных решений, стало ясно, что Google намерена предложить прикладные программные интерфейсы для бизнес-интеграции, тем самым сформировать платформу, мало чем отличающуюся от AppExchange компании Salesforce.com.
Если этим планам суждено сбыться, то такое решение станет центром экосистемы приложений, рядом с которой настольные приложения будут выглядеть очень бледно.
Первый «гвоздь в гроб» Microsoft?
Компании Avaya и Postini, представители которых принимали участие в анонсе Google, объявили о намерении создать «множество решений» на основе API, которые предложит компания. В частности, среди таких решений будут шлюзы электронной почты, улучшенная защита, синхронизация календарей и интеграция на основе IP-телефонии между Avaya и Google Talk.
Некоторые аналитики называют этот анонс историческим - прежде всего потому, что Google стала первой из ведущих компаний, готовой предложить «решение XXI века», которое будет конкурировать с Microsoft Office - пакетом приложений, «созданным в прошлом веке и задолго то появления Internet и HTML».
Выпуск Google Apps, в который добавлены текстовый процессор и электронные таблицы вместе с сервисами поддержки, может стать переломным моментом и положить начало появлению массы онлайновых приложений, созданных множеством новых компаний, которые в один прекрасный день могут посвергнуть гигантскую Microsoft с лидирующих позиций.
Понравиться пользователям
Однако старший аналитик компании Enterprise Applications Consulting Джош Гринберг высказывает большей опасений, чем восторгов по поводу Google Apps и перспектив самой Google в борьбе против гиганта из Редмонда.
«Google – это лидер среди медиа-компаний, и в поиске они добились превосходных результатов. Но это не означает, что их ждет успех на поприще настольных приложений», - считает Гринберг.
Он полагает, что Google необходимо «украсить» Google Apps так, чтобы он понравился корпоративным пользователям своей защитой, функциональностью и интероперабельностью. Но самое важное, по мнению Гринберга, – это то, что Microsoft не будет сидеть, сложа руки. Действительно, пакет от Microsoft больше нельзя назвать коллекцией автономных приложений: он постепенно превращается в стратегический интерфейс для планирования корпоративных ресурсов и других транзакционных процессов, чему свидетельством является последняя сделка с SAP и разработанная ими совместно технологияи Duet.
«У каждой из упомянутых компаний есть интерфейс Office», - заметил Гринберг. И, несмотря на большую популярность Google на потребительском рынке, тот факт, что Office используется на работе, в значительной мере обуславливает и то, что ему отдают предпочтение дома.
Ставка на надежность
«Неужели борьба Google с конкурентами на собственной территории, с Salesforce.com с ее AppExchange, – лишь игра со стороны компании?», - недоумевают аналитики. Если это так, то предвосхищение дальнейшего развития событий потребует от сторонних разработчиков «редкой смекалки».
Тони Мидоу, президент компании Bear River Associates, занимающейся разработкой приложений, заметил, что обещание огромного, доступного рынка для сторонних приложений не всегда гарантирует, что разработчики за тобой последуют. Мидоу подчеркнул, что этой идеей уже воспользовалась сама Microsoft, но ее попытка оказалась успешной лишь до определенной степени.
«Существуют компании, которые разрабатывают полные электронные таблицы с помощью Excel и продают их как отдельные продукты, поэтому маловероятно, что то же самое произойдет с Google. Хотя пока еще рано что-либо утверждать», - считает Мидоу.
Несмотря на трудности выхода на корпоративный рынок, все указывает на то, что Google готовится именно к этому. По некоторым данным, Google покупает большое количество темного волокна по всей стране и одновременно набирает телекоммуникационных инженеров. За последние пару лет компания поставила тысячи серверных лезвий для так называемых Peering Center - центров обработки данных, куда сводят сети для оптимизации связи.
Может случиться так, что Google окажется в состоянии предложить определенное качество обслуживания, время безотказной работы на уровне «пяти девяток», чего очень крупные предприятия требуют прежде, чем даже задуматься об использовании онлайнового потокового приложения.
В конце концов, руководители Google уже достаточно ясно дали понять, к чему они стремятся. И Дуглас Меррилл, директор информационной службы и вице-президент Google по инжинирингу, и генеральный директор компании Эрик Шмидт все чаще публично говорят об использовании Google Apps на предприятиях.
«Сложнее всего создать работающее без сбоя и рассчитанное на миллионы пользователей потребительское приложение. Мы воспользовались этой возможностью, чтобы обеспечить отказоустойчивость крупномасштабных корпоративных приложений», - заявил Шмидт. Меррилл даже вспомнил о существующем государственном законодательстве, не забыв упомянуть тот факт, что Google Apps отвечает этим новым требованиям. «Мы создали приложения, которые соответствуют требованиям законодательства, предъявляемым даже к самым крупным корпорациям. Это значит, что Google Apps уже поддерживает защиту корпоративного уровня», - подчеркнул Меррилл.
Уроки XX века
Тем не менее Google - далеко не первая компания, предпринимающая попытку потеснить Office на рынке офисных приложений. Будь то попытка с новым Star Office компании Sun или с WordPerfect из предыдущего поколения, но при 450 млн. пользователей ослабить позиции Microsoft Office будет не так-то легко.
Гринберг затронул вопрос и о том, представляют ли себе специалисты Google этот сегмент рынка настолько хорошо, чтобы стать на нем серьезным игроком. По мнению аналитика, один из уроков капитализма, полученный в 20 веке, заключается в том, что «экстремальная вертикализация» не приводит к успеху.
«Компаниям необходимо передавать на аутсорсинг функции, которые не относятся к их специализации. И, как полагают многие, если Google прекрасно разбирается в поиске, ей не стоит заниматься тем, что другие компании делают лучше. Но только время покажет, кто прав», - считает Гринберг.
Джеффри Фелк, директор по разработке продуктов компании Members Group, отметил, что его компания, где работает около 150 человек и оборот которой составляет около 50 млн. долл., посчитала бы Google Apps альтернативой Microsoft Office, главным образом, из-за снижения затрат. Однако, как добавил Фелк, необходимо, чтобы прежде этот продукт соответствовал нескольким обязательным требованиям. «Если бы мы смогли найти надежное решение, которое обеспечило быстрый выход на рынок, а также было простым в изучении, мы могли бы преодолеть проблемы, связанные с защитой, и успешно его использовать. Поэтому у Google Apps есть шанс», - заявил Фелк.