DigiTimes.com, специально для Computerworld Россия
Оказавшись в непростом положении, в Gigabyte сумели сохранить не только брэнд, но и формальное присутствие на рынке материнских плат и графических карт
В начале января информационная лента сухо отчеканила: среди ведущих производителей материнских плат наихудшая динамика продаж в заключительном квартале прошлого года была у Gigabyte Technology. Со ссылкой, как водится, на анонимные источники в здешней индустрии материнских плат (такие же, как те, которым Intel, Microsoft и прочие сильные мира сего часто бывают обязаны досрочным разглашением производственных планов и обнародованием внутренних проблем, реальных и мнимых) тайваньские СМИ сообщили, что поставки материнских плат Gigabyte в штучном выражении сократились в четвертом квартале почти на 40% по сравнению с третьим кварталом.
Чуть позже пришла информация уже и от самой компании: о падении оборотов по сравнению с 2005 годом на 60% с лишним в декабре и почти на 7% по итогам прошлого года в целом. А всезнающие «источники», не долго мешкая, дополнили эти сведения, уточнив, что объем поставок материнских плат Gigabyte составил в прошлом году примерно 15,4 млн. штук — на 900 тыс. меньше по сравнению с 2005 годом. Три остальных участника «большой четверки» тайваньских производителей материнских плат, ASUSTeK Computer, Elitegroup Computer Systems (ECS) и Micro-Star International (MSI), в прошлом году увеличили объемы своих поставок. Потери в заключительном квартале оставили Gigabyte позади остальных конкурентов c отрывом в два с лишним миллиона штук от ближайшего из них, компании MSI.
Применительно к России у этой не самой веселой истории был подтекст, благодаря которому она могла звучать еще грустнее. Gigabyte выделялась на российском рынке среди материнских плат всех эшелонов. Пару лет назад в беседе с автором этих строк вице-президент дистрибьюторской компании Alliance Marketing Group Михаил Лукинов отмечал Gigabyte как хороший пример правильной маркетинговой стратегии на российском рынке комплектующих для ПК, позволившей компании выйти в лидеры по объемам поставок материнских плат, опередив на какое-то время всех конкурентов во главе с ASUSTeK, бесспорным лидером мирового рынка. Правильная стратегия не ограничивалась поддержкой каналов продаж и усилиями компании по локализации продуктов: в московском офисе Gigabyte затевали благотворительные программы, устраивали турниры «оверклокеров» и чемпионаты по скоростной сборке компьютера, тайваньские сотрудники компании учили русский язык. Все это действительно выглядело очень симпатично и даже трогательно, но жестокий мир бизнеса, увы, нечасто оперирует подобными категориями. ИТ-индустрия в этом плане исключением не является. От «ежовых рукавиц» консолидации Gigabyte ускользнуть не удалось.
Сенсацией это, впрочем, тоже не стало. Ни для кого в Тайбэе не является секретом, что индустрия материнских плат переживает не самые лучшие времена.
«Делать бизнес на материнских платах становится все труднее — прибыльность уже оставляет желать лучшего и продолжает снижаться, — отмечает вице-президент ECS Дэвид Лю. — Полагаю, в конечном итоге на рынке останется не более пяти-шести крупных игроков, хотя брэндов, возможно, будет чуть больше, скажем, около десяти».
В ECS не понаслышке знакомы с призраком консолидации. Золотой период тайваньской индустрии материнских плат с заоблачными котировками акций и растущими как на дрожжах оборотами завершился для компании в тот момент, когда вице-президент ECS по исследованиям и разработкам Стерлинг Ву согласился на предложение ASUSTeK стать президентом ASRock — обособленного дочернего предприятия ASUSTeK, создававшегося, по сути, в качестве противовеса господству ECS на рынке продукции класса low-end. ASRock, как считают в Тайбэе, действительно удалось значительно ослабить позиции ECS, избавив таким образом ASUSTeK от набиравшего силу конкурента. ECS же в свою очередь пришлось пережить «черную полосу» непрерывного падения месячных оборотов по отношению к данным годичной давности, продолжавшуюся с мая 2003 года по февраль 2005-го.
В конце концов в компании все же сумели переломить эту неблагоприятную тенденцию и выйти из штопора — в первую очередь за счет своих успехов в Китае. Затем, в октябре 2005-го, стратегическим партнером ECS стала одна из старейших тайваньских компаний, Tatung. А в прошлом году под крыло ECS перешла компания Uniwill, известный на Тайване OEM-производитель ноутбуков. Этот шаг стал для ECS своего рода возвращением старого долга самим себе — в 2001 году в результате аналогичной сделки ECS поглотила компанию Alpha-Top, но по прошествии полутора лет ее производственные мощности по выпуску ноутбуков пришлось уступить ASUSTeK.
Нужно отдать должное и Gigabyte. Оказавшись в непростом положении (хотя внешне картина выглядела не так мрачно, как в недалеком прошлом у ECS), в компании сумели найти достойный выход, сохранив не только брэнд, но и формальное присутствие на рынке материнских плат и графических карт. В новой компании под названием Gigabyte United, которой с января отошли производство и поставки материнских плат и графических карт Gigabyte (издержки переходного периода, естественно, были одной из причин снижения объемов продаж в конце прошлого года), 51% принадлежит Gigabyte, а оставшиеся 49% — ASUSTeK. Как отмечали в Тайбэе, это был, по всей видимости, наилучший вариант для Gigabyte, позволивший ей не только избежать драматического коллапса (как это было, например, в случае с Acorp в начале 2005 года), но и сохранить некие шансы, пусть и не очень большие, на возрождение в качестве самостоятельного игрока индустрии материнских плат.
Конечно, столь благоприятный для Gigabyte сценарий дальнейшего развития событий на данный момент представляется почти фантастическим. Минимум возможностей, как говорится в одном известном афоризме, в данном случае определяет максимум невозможного. Зато в ASUSTeK, судя по всему, внакладе не останутся. Если дела у Gigabyte United пойдут успешно, ASUSTeK будет принадлежать практически половина этого успеха. В противном случае лидеру индустрии, скорее всего, достанутся производственные мощности Gigabyte.
Пока, впрочем, в Gigabyte, как и положено в подобных ситуациях, смотрят в будущее с оптимизмом, оставляя иные варианты за скобками. Оптимизм этот, кстати, небезудержный (как это было, скажем, у ABIT весной-летом 2006 года, когда в роли спасителя известного брэнда выступила компания USI) и касается в основном, ближайших перспектив, что в целом положительно оценивается наблюдателями и аналитиками. Многие считают вполне реалистичным прогноз президента Gigabyte Technology Ричарда Ма, согласно которому объем поставок материнских плат Gigabyte в первом квартале нынешнего года должен увеличиться примерно на 20% по сравнению с заключительным кварталом прошлого. При этом у трех остальных участников «большой четверки» объемы поставок материнских плат, как предполагают на Тайване, уменьшатся на 4-5%.
Загадывать вперед на более отдаленную перспективу здешние наблюдатели не спешат — велик риск ошибиться. Но, как бы то ни было, свой минимум невозможного в Gigabyte уже совершили, и в этом заключается главный итог еще одной главы, вписанной в историю консолидации индустрии материнских плат.
Вячеслав Соболев — редактор тайваньского онлайн-издания DigiTimes.com, освещающего события и тенденции ИТ-индустрии в странах Юго-Восточной Азии