«Сети»

С 12 по 15 февраля­ в Барселоне прошел ежегодный 3GSM World Congress
После переноса из Канн в Барселону конгресса 3GSM World Congress, и без того крупнейшее событие в мире мобильных и беспроводных технологий, вышло на новый уровень

После переноса из Канн в Барселону конгресса 3GSM World Congress и без того крупнейшее событие в мире мобильных и беспроводных технологий вышло на новый уровень. Теперь оно включает в себя не только технические и бизнес-конференции, но и огромную выставочную экспозицию, где производители и операторы демонстрируют свои последние достижения в области технологий, оборудования и услуг связи. Недаром именно к GSM-конгрессу поставщики решений для телекоммуникационной отрасли приберегают свои важнейшие продуктовые анонсы. В этом году в работе 3GSM World Congress приняли участие около 1,3 тыс. компаний, а число посетителей мероприятия организаторы оценивают в 60 тыс. человек, что заметно превосходит показатели прошлого года.

Как отмечают представители ведущих игроков рынка, в 2007 год индустрия мобильной связи вступает в новом качестве. Число абонентов сотовой связи во всем мире преодолело двухмиллиардную планку. Высокие уровни проникновения в экономически развитых странах на фоне снижения показателя ARPU заставляют операторов спешно разрабатывать и внедрять услуги новых категорий и одновременно задумываться об охвате мобильной связью «следующих двух миллиардов» человек. Всплеск интереса к широкополосному контенту, лавинообразный рост числа блогов и распространение технологий общения в режиме реального времени открывают перед операторами неплохие перспективы, однако «традиционные» услуги передачи данных, уже получившие прописку в мобильных сетях, пока не привели к существенному росту доходов. Сети 3G стали реальностью во многих странах мира, и индустрия начала активное движение к сетям 4G и даже 4,5G, которые обещают открыть невиданные ранее возможности доставки мобильным абонентам широкополосного контента. Не за горами и появление мобильных сетей WiMAX, которые одними операторами воспринимаются как органичное дополнение сотовых сетей, а другими (такими, как Vodafone) в качестве источника нешуточной угрозы существующему бизнесу. Все перечисленные обстоятельства диктуют необходимость перемен, причем не только и не столько на уровне технологий, сколько в области продвижения и управления сервисами, маркетинга новых услуг и бизнес-моделей операторов.

Неудивительно, что большое значение приобрел форум инноваций, впервые включенный в программу в прошлом году. В его рамках компании, претендующие на получение престижной награды Innovation Award, которую Ассоциация GSMA вручает уже в двенадцатый раз, представили свои новые разработки. Лауреатом в области инновационных технологий стала компания Polymer Vision, Shozu получила награду за лучшее мобильное приложение/контент, Samsung и Sony Ericsson — за лучшие терминальные устройства (модели SGH-D900 и K800 Cyber-Shot соответственно). Среди других номинаций заслуживают упоминания «Лучшая мобильная видеоуслуга» (победителем признан совместный проект Marblemedia, NFB и Bravo FACT) и лучший информационно-развлекательный сервис (EMPICS).

Появление двух последних номинаций неслучайно, что свидетельствует о том, что индустрия мобильных развлечений, прежде всего связанная с доставкой видеоконтента и предоставлением соответствующих услуг, на форуме заняла особое место. Прошедший на конгрессе Mobile Entertainment Summit стал органичным результатом сближения индустрии развлечений и телекоммуникационной отрасли. На нем обсуждались стратегические, коммерческие и технологические проблемы взаимодействия представителей двух индустрий — бизнес-модели, сегментация абонентов, возможности, которые новая видеосреда открывает перед рекламодателями. Своими взглядами на этот процесс поделились руководители крупнейших мировых дистрибьюторов музыкального и видеоконтента — Warner Music, EMI, MTV. В специальной выставочной зоне Mobile Entertainment & Content участники конгресса могли загрузить на свои мобильные терминалы различные образцы развлекательного контента, а на церемонии открытия им были продемонстрированы пять коротких (продолжительностью три-пять минут) фильмов, специально созданных лидерами рынка киноиндустрии для мобильных пользователей в рамках совместного проекта Global Short Film Project, инициированного ассоциацией GSMA и Sundance Institute.

Среди других нововведений конференционной части конгресса — сессия «Стратегии роста». Высшие руководители беспроводных операторов обсудили на ней концептуальные вопросы дальнейшего развития отрасли и новые бизнес-модели, необходимость применения которых продиктована выходом мобильной связи на новую ступень развития. В программе 3GSM World Congress появился также специализированный форум для руководителей маркетинговых служб. Он стал ответом на возросшую сложность услуг мобильной связи и достижение этим рыночным сегментом высокой степени зрелости, когда факторы цены и лояльности брэнда перестают быть определяющими в предпочтениях абонентов.