Computerworld, США

Ставки становятся слишком высоки, и у ИТ-отделов нет оправдания для того, чтобы отстраняться от поддержки удаленных работников. Им необходимо принимать участие во внедрении каждого такого решения, включая и финансирование организации связи

Результаты исследования, проведенного в 2005 году компанией The Dieringer Research Group, показали, что каждый третий американец по крайней мере какое-то время в течение года трудился на дому. И число таких людей продолжает увеличиваться.

Между тем, до сих пор, как только речь заходит о настройке домашних сетевых подключений, многие ИТ-отделы оказываются беспомощны. И это настораживает, потому что во многих случаях компании обязуются компенсировать своим сотрудникам расходы на сетевой доступ из дома.

Специалисты предупреждают: ставки становятся слишком высоки, и у ИТ-отделов нет оправдания для того, чтобы отстраняться от поддержки удаленных работников. Им необходимо принимать участие во внедрении каждого такого решения, включая и финансирование организации связи.

«Если интересы компании требуют, чтобы сотрудники в определенных ситуациях работали дома, ИТ-отдел должен помочь им», — подчеркнул редактор сайта Webtorials.com Стив Тэйлор.

Эту точку зрения разделяет и Дэнни Бриер, директор консультационной компании Telechoice, специализирующейся на коммуникационных технологиях.

«Сегодня домашний широкополосный канал — уже не роскошь, а насущная необходимость, — отметил он. — Широкополосному доступу на предприятиях все чаще отводится критически важная роль. Если топ-менеджер время от времени выполняет свои функции из дома, или же компания пользуется услугами надомных работников в качестве операторов своего рода виртуального контакт-центра, ИТ-отдел обязан обеспечить работоспособность всех необходимых для этого средств».

Приведем семь рекомендаций, которые помогут выбрать правильное телекоммуникационное решение.

1. Выясните, какие средства доступны вам сегодня. Возможности домашних сетей и сетей для небольших офисов продолжают расширяться. Зачастую пользователи могут выбирать между кабельной сетью, DSL, спутниковым или волоконно-оптическим каналом, беспроводной или даже сотовой сетью. Все зависит от того, на каком удалении они находятся от соответствующих телекоммуникационных центров. Скорость входящего потока сегодня варьируется от 500 Кбит/с у сотовых операторов до 50 Мбит/с у новейших волоконно-оптических систем. ИТ-руководителям нужно помочь пользователям выбрать наиболее эффективный вариант из тех, которые имеются в данном регионе.

2. Определите, к каким приложениям должны получать доступ пользователи. Если они в удаленном режиме будут обращаться к большим файлам системы автоматизированного проектирования, пропускной способности в 500 Кбит/с, вероятно, окажется недостаточно. Если же можно ограничиться доступом к электронной почте через Web, такой канал представляется вполне подходящим.

3. Поинтересуйтесь, когда вашим работникам необходим доступ. По мнению Бриера, временные параметры являются здесь определяющими. Возьмем, к примеру, домовую сеть.

«Домовая сеть по сравнению с другими вариантами обеспечивает более высокую пропускную способность, но следует помнить о том, что это совместно используемый ресурс, — предупреждает он. — И когда дети соседей придут из школы, производительность резко упадет. Поэтому, если ваш работодатель считает, что большую часть заданий вы должны выполнять после окончания уроков в школах, пропускной способности кабельной сети в густонаселенном районе, скорее всего, не хватит».

4. Не забывайте о резервном канале связи. Самый серьезный недостаток домашних сетей и сетей небольших офисов заключается в том, что они часто подвержены сбоям. Если финансовый директор работает дома над составлением квартальной отчетности компании, обрыв связи может иметь самые серьезные последствия.

«Люди настолько привыкли доверять своим линиям DSL, что любой сбой оборачивается для них неприятностями, — пояснил Бриер. — Поэтому для выполнения критически важных задач имеет смысл обеспечить доступ к необходимым ресурсам через два дублирующих друг друга канала: скажем, кабельный и DSL или DSL и сотовый».

Тэйлор рекомендует составить план перехода на резервную линию: «Сегодня иметь более одного канала не так уж дорого. Зато, если один из них выйдет из строя, это никак не отразится на вашей деятельности, потому что в физическом плане каналы независимы друг от друга».

5. Очертите границы ответственности ИТ-отдела. «Независимо от решаемых задач следует ограничить поддержку домашнего соединения, с тем чтобы можно было заниматься его профилактикой, — отметил Тэйлор. — Составьте список конфигураций, поддержкой которых будет заниматься ваш ИТ-персонал. Вы ведь не хотите, чтобы вас заставили восстанавливать работоспособность десятков различных сервисов».

6. Разработайте подходящие политики. Точно так же, как и в корпоративных сетях, специалистам ИТ-отдела необходимо определить политики для домашнего использования, регулирующие юридические моменты и вопросы безопасности. Например, в политике может быть прописано, что доступ к файлам предприятия разрешен только его сотрудникам.

«Если компьютером пользуется ребенок или в квартире организована точка доступа Wi-Fi, возникает угроза атак, которые могут затронуть и корпоративную сеть, — предупреждает Тэйлор. — В результате с юридической точки зрения компания окажется в неприятном положении. ИТ-руководителям следует убедиться в том, что удаленный доступ к корпоративным ресурсам защищен механизмами, соответствующими тем или иным стандартам безопасности и шифрования».

7. Ознакомьтесь с перечнем услуг, предлагаемых оператором.

«Не бойтесь снять трубку, позвонить оператору вашего пользователя и выбрать оптимальный на данное время вариант, — советует Бриер. — В настоящее время все больше компаний берут на себя расходы по организации широкополосной связи и не доверяют ведение переговоров о цене конечному пользователю. Естественно, оператор не станет специально уведомлять вашу компанию о том, что у него появился более дешевый тарифный план. Поэтому ИТ-отдел должен самостоятельно следить за расценками и договорами пользователей, добиваясь минимизации затрат в масштабе всей компании».

Непосредственное участие ИТ-персонала в выборе решения для домашнего подключения имеет и другие преимущества. Становится понятно, какие приложения можно поддерживать для домашних систем сотрудников. Если у пользователей есть высокоскоростные каналы связи, компании имеет смысл рассмотреть возможность внедрения средств, направленных на повышение производительности труда и сокращение издержек, например, программных средств для организации коллективной работы или приложений виртуального секретаря.


Работаешь дистанционно — забудь о карьере?

У сотрудников, часто работающих в удаленном режиме, возможности для развития карьеры заметно уменьшаются или исчезают вовсе.

Более 60% из 1320 менеджеров, принимавших участие в опросе компании Korn/Ferry International, считают, что у людей, поддерживающих связь с офисом дистанционно с помощью современных коммуникационных средств, остается меньше шансов на удачное продолжение карьеры по сравнению с работниками, которые избрали для себя традиционный путь. Руководство предприятий предпочитает лично общаться со своими подчиненными.

Тем не менее, 48% респондентов рассматривают возможность организации работы в удаленном режиме на постоянной основе, а 78% считают, что сотрудники, которые трудятся удаленно, демонстрируют более высокую эффективность.

На вопрос о том, каким гибким условиям организации труда они отдали бы предпочтение, 46% респондентов ответили, что выбрали бы так называемый «гибкий» рабочий день.

Нельзя не отметить, что результаты исследования противоречат явной тенденции. По данным Telework Coalition, по сравнению с ситуацией, которая наблюдалась в 90-х годах, число сотрудников, работающих в удаленном режиме, увеличилось с 4 млн. до 45 млн. человек. Цены на бензин, едва ли не парализованное дорожное движение и высокая стоимость аренды жилья — вот ключевые факторы, заставляющие задуматься о работе в удаленном режиме.

В крупных компаниях также широко используют удаленный труд. Согласно недавнему исследованию еженедельника Network World, усилия IBM по формированию гибкой удаленной производственной среды оказались столь успешными, что сегодня в любой произвольно взятый день около 40% из 330 тыс. сотрудников корпорации трудятся дома, в дороге или на объекте у клиента.

В Голубом Гиганте пытаются вдохнуть новую жизнь в старые традиции коллективизма: здесь созданы клубы, организующие спортивные состязания, выезды на природу, просмотры кинофильмов, а также проведение прочих социальных, культурных и развлекательных мероприятий.

«Отделения IBM Clubs действуют по географическому принципу, — сообщила Мэри Энн О’Коннор, сотрудник корпорации, задача которой — оживить функционирование сети клубов IBM Clubs. — Мероприятия в клубах организуются независимо друг от друга местными добровольцами. Объединяет же все отделения то, что они помогают людям собраться вместе, познакомиться друг с другом и наладить общение. Число членов клубов на сегодняшний день достигло 90 тыс.».

Вместе с тем, для многих изолированность домашнего труда, оторванность от коллектива нивелирует всю привлекательность удаленной работы.

Согласно опубликованным в июне 2006 года результатам очередного опроса National Technology Readiness Survey, проводившегося школой бизнеса при университете штата Мэрилэнд и компанией Rockbridge Associates, 25% из 1015 респондентов считают, что работодатели поддерживают политику расширения использования телекоммуникационных средств и положительно относятся к созданию рабочих мест, позволяющих трудиться на дому. Однако лишь менее половины из тех, у кого имеется такая возможность, предпочитают работать в удаленном режиме чаще чем два раза в неделю. А 14% потенциальных надомников заявили, что возможность дистанционной работы не прельщает их вовсе.

— Майкл Куни, Network World, США


Телеработа по-русски

Что такое телеработа для наших соотечественников — красивый миф или близкая реальность, — к сожалению, до конца выяснить не удается. У исследовательских фирм, занимающихся анализом российского рынка информационных и коммуникационных технологий, попросту не нашлось статистики, указывающей, какая часть активной Internet-аудитории использует доступ к Сети не только как средство развлечения и поиска необходимой информации, но и как рабочий инструмент. По распространенности модели telecommuting в нашей стране можно судить по косвенным признакам, и все они говорят, что ее освоение только начинается.

Руководитель группы предпродажной подготовки компании Avaya Георгий Санадзе подчеркивает, что надежное широкополосное соединение потенциальному телеработнику жизненно необходимо; без него telecommuting — фикция. Среди подходящих способов широкополосного доступа Санадзе выделил ADSL и Ethernet. Беспроводный сервис в сети Skylink, по его мнению, годится для разовых подключений (например, в автомобильных пробках); GPRS лучше не рассматривать вообще.

Аналитик iks-Consulting Константин Анкилов сообщил, что на конец 2006 года в России насчитывалось 2,2 млн. домохозяйств, подключенных к Internet по одной из широкополосных технологий. За прошедший год количество частных пользователей широкополосного доступа возросло на 115%, причем в основной массе (суммарно 90%) российские домохозяйства подключаются по технологиям «Ethernet на последней миле» и xDSL; на беспроводные сети приходится еще 7% подключений, на кабельные сети — оставшиеся 3%.

Санадзе считает, что главным условием успешного развития модели telecommuting является доступность из дома всего набора корпоративных сервисов (как для работы с данными, так и телефонии). Если коммуникационные возможности дома и офиса будут отличаться, сотрудники продолжат ездить в офис.

Помимо технического аспекта проблемы, нужно учитывать еще и психологию работников и работодателей. К сожалению, как констатирует Санадзе, с прежних времен мы унаследовали «рефлекс проходной», означающий, что само присутствие сотрудника на рабочем месте гарантирует ему получение зарплаты. Это вредная привычка, с которой надо бороться. С другой стороны, к удаленной работе не готовы руководители компаний, которые не всегда умеют управлять «виртуальными командами» и хотят, чтобы подчиненные всегда были «под рукой». Поскольку в нашей стране сильны культурно-исторические тормоза, Санадзе считает, что мощным катализатором прогресса в направлении телеработы могли бы выступить органы местного самоуправления. Организациям, рассаживающим работников на дому, можно было бы снизить транспортный налог, как это делается в некоторых зарубежных городах, измученных автомобильными пробками.

— Игорь Елисеев, «Сети»


Долгая дорога на работу

Несмотря на растущую популярность удаленной работы, сотрудники, которые по-прежнему приезжают в офис, по-прежнему преобладают. Причем некоторые добираются до работы в течение нескольких часов. По данным исследования «Поездки на работу в Америке III» (Commuting in America III), проведенного по инициативе чиновников Transportation Research Board, средняя продолжительность поездок на работу увеличивается. В 1980 году в Соединенных Штатах этот показатель составлял 21,7 минуты. В 1990 году он вырос до 22,4 минуты, а в 2005-м достиг в 25,5 минут.

В то же время, согласно информации ассоциации Telework Coalition, с 1990 года количество служащих, предпочитающих удаленную работу, значительно выросло. В 1990 году около 4 млн. человек выполняли какую-то работу удаленно хотя бы раз в году. Сейчас, как отметил Чак Вилскер, исполнительный директор Telework Coalition, это число выросло до 45 млн. человек.

Увеличение продолжительности поездки в офисы может привести к тому, что все больше компаний будут предлагать возможности удаленной работы, если сотрудники считают время такой поездки потраченным зря. Опрос, в котором приняли участие 1,5 тыс. руководителей, показал, что предложение возможностей удаленной работы было вторым по эффективности способом привлечь высококвалифицированных специалистов. А самым эффективным — предложить больше денег.

— Тим Грини, Network World, США