Необходимость в скорейшем введении электронных билетов связана, во-первых, с предписанием Международной организации гражданской авиации (ICAO) о переходе в 2007 от традиционных бумажных билетов к их электронным аналогам, а во-вторых, со вступлением «Аэрофлота» в международный альянс авиаперевозчиков SkyTeam.
Как сообщил Кирюшин, техническая подготовка к выпуску и использованию электронных билетов уже завершена, и авиакомпания полностью готова к переходу на новую технологию. Внедрены системы регистрации для обслуживания электронных билетов в аэропортах, и сейчас, по словам Кирюшина, «Аэрофлот» готов поддержать систему e-ticketing на 27 своих маршрутах – как российских, так и международных.
Семикратная выгода
Переход на систему бронирования и продажи билетов Sabre был осуществлен «Аэрофлотом» еще в 2005 году, однако в полной мере выгоду от него авиакомпания ощутила в 2006-м. Внедрение Sabre увеличило доход компании, обеспечив в прошлом году дополнительную прибыль в размере 20 млн. долл., а также уменьшило время обслуживания пассажиров примерно на треть. «Это был успешный во всех отношениях проект, который дал нам массу преимуществ», - подчеркнул Кирюшин.
На базе SabreSonic WEB была разработана система Internet-продаж через сайт «Аэрофлота». В прошедшем году к возможности бронирования билетов через Internet с их последующим выкупом в офисах продаж добавилась возможность оплатить билет в онлайновом режиме с помощью кредитной карты. Это привело к увеличению в десять раз количества бронирований через сайт «Аэрофлота», а доля оплаченных через Internet билетов к концу года достигла 50%.
В 2007 году намечен переход на новую версию SabreSonic WEB, а также ввод системы идентификации и защиты пластиковых карт. К лету, по словам Кирюшина, планируется переработка интерфейса сайта «Аэрофлота» с целью сделать его еще более удобным для пользователей. Кроме того, предполагается расширение спектра платежных инструментов (Web-money, наличные платежи через офисы Сбербанка и «Почту России»), а также развитие дополнительных услуг, предоставляемых клиентам «Аэрофлота» (бронирование гостиничных номеров, прокат автомобилей и т. д.).
Автоматизация везде
В 2006 году было закончено внедрение системы управления предприятием SAP R/3 во всех подразделениях авиакомпании. Это позволило не только унифицировать бухгалтерский учет в различных подразделениях «Аэрофлота», но и выявить ошибки в данных в ходе их загрузки в систему, что заметно повысило качество учета в авиакомпании.
Еще одним реализованным проектом 2006 года стало построение системы корпоративной отчетности на базе информационного хранилища данных. На сегодняшний день к системе подключено около 300 пользователей и создано около 250 отчетов.
Что касается автоматизированной системы оперативного управления производственной деятельностью, которая разрабатывается ОАО «Аэрофлот» совместно с Российской академией наук, то этот глобальный проект, как сообщил Кирюшин, еще далек от завершения и окончательный ввод системы в эксплуатацию намечен на июль 2007 года.