В конце 2006 года Министерство информационных технологий и связи объявило о запуске государственной программы "Компьютер в каждый дом" (www.pcdom.ru), в рамках которой россияне получат возможность приобрести настольный компьютер одной из трех конфигураций (названных "Доступной", "Оптимальной" и "Эксклюзивной") или ноутбук с заказом и доставкой через ФГУП "Почту России" по ценам, примерно на 10% ниже рыночных. Официальными партнерами программы также стали компании Intel и Microsoft. Всего за два года Мининформсвязи рассчитывает реализовать посредством программы около миллиона ПК.
24 января состоялось заседание комиссии по конкурсам предложений субъектов Российской Федерации и предложений производителей компьютерной техники в рамках реализации проекта. Было подано пять заявок от субъектов РФ (от Архангельской, Томской, Челябинской областей, а также от Чувашской Республики и Краснодарского края) и семь - от производителей компьютерной техники (компании "Аквариус", "Инфомаш" (Rover Computers), "Неоторг", "Эксимер", Depo Computers, K-Systems и Kraftway). Было решено подвести итоги конкурсов в начале февраля (прежде предполагалось, что с 1 февраля начнется пилотный этап реализации программы, который продлится до апреля, за время которого будет поставлено около 10 тыс. компьютеров).
ИТ-сообщество в целом, как показывает опрос, проведенный нами еще до оглашения первичных итогов, отреагировало на столь масштабный проект неоднозначно. Некоторые положения программы вызывают сомнения у компаний-сборщиков и дистрибьюторов, и ее перспективы крупные игроки рынка оценивают с осторожностью.
Сергей Кузьмин, вице-президент по продажам и развитию бизнеса компании R-Style:
Идея "народного компьютера" родилась примерно два года назад. И уже тогда было ясно, что конструктива в ней мало, поскольку домашний компьютер, в отличие от офисного, стандартизации не терпит. Корпус, клавиатуру, мышь и монитор люди выбирают под интерьер, а уж "начинка" компьютера - это особая зона творчества, 10% выигрыша по цене здесь ничего не решают.
Также высказывалась мысль о том, что если и говорить о какой-либо стандартизации в области домашних компьютеров, то только вкупе с набором услуг (коммуникационных, информационных, эксплуатационных и т. д.) и по отношению к некоторым "типичным" наборам применений. Однако все свелось исключительно к "железу". Подобный подход был бы разумным, если бы компьютеры с типовыми конфигурациями раздавались неимущим слоям в качестве социальной помощи. Но здесь речь идет о продаже с небольшой скидкой. Поэтому в успех подобного предприятия верится с трудом.
Абулферз Абачев, исполнительный вице-президент группы компаний "Формоза":
На 95% наша компания соответствует условиям тендера ("Формоза" выпускает компьютеры только с процессорами AMD. - Прим. ред.). Спецификации ПК вполне отвечают тем, которые обычно предлагаем мы. Но на наш взгляд, они слегка несбалансированны. К пример, для работы с новой операционной системой Windows Vista может не хватить оперативной памяти.
Покупать компьютеры по этой программе пользователи будут, однако заявленная цифра в миллион компьютеров выглядит нереальной: 50-70% потребителей, способных заплатить за компьютер, уже давно являются владельцами ПК.
Александр Калинин, президент компании "Аквариус":
Я считаю, что в принципе подход к разработке спецификации правильный, однако удивляет присутствие в младших моделях процессора Intel Celeron, который уже уходит с рынка. Странно, что разработчики программы ограничили себя лишь одним производителем процессоров.
Уменьшение на 10% стоимости ПК вполне реально за счет следующих мер: дополнительное снижение цен на продукты Intel и Microsoft, уменьшение торговой наценки со стороны всех участников программы. Еще один способ уменьшения стоимости - это снижение, желательно до нуля, налоговой ставки при импорте процессоров. Ведь уже обнулены пошлины на импортные комплектующие для машиностроительной отрасли. Важно, чтобы подобное произошло и в секторе ИТ.
Олег Ярмола, заместитель генерального директора по продукту компании "Эксимер":
Наша компания приняла участие в тендере. Проект может быть интересным для людей в удаленных точках страны. Если ранее покупке компьютера могла препятствовать слишком дорогая доставка до удаленных населенных пунктов, или отсутствие разнообразия, то теперь у многих появится возможность выбора подходящей современной модели. Кроме того, покупателей привлечет более низкая стоимость оборудования. Программа "Компьютер в каждый дом" масштабна, компоненты для нее будут покупаться по специальным ценам, а участие "Почты России" позволит снизить затраты на логистику.
Сергей Тарасов, генеральный менеджер Dell в России:
Если бы программа предполагала участие в торгах иностранных поставщиков, мы приняли бы участие в тендере. Dell последнее время уделяет российскому рынку очень существенное внимание; крупной компании за счет высокого уровня оптимизации производства и логистики проще достигнуть 10% разницы с рыночными ценами.
При разработке спецификаций организаторами было принято решение остановиться на нескольких типовых конфигурациях. Такой подход может быть оправдан с точки зрения упрощения производства и логистики. Однако это накладывает достаточно жесткие ограничения на выбор оборудования; пользователи не могут выбрать какие-либо "усовершенствования" утвержденных моделей.
Иван Пудонин, менеджер по ПК и серверам представительства компании Acer в России и Казахстане:
Безусловно, мы приняли бы участие в этой программе. Предложенные нами цены были бы однозначно сопоставимы с предложениями российских производителей. А с технологической точки зрения, мы могли бы предложить продукт с большей функциональностью.
Я считаю, что достаточно сбалансированной системой из предлагаемых конфигураций является "Оптимальный компьютер". Однако мне кажется, для большинства целевых покупателей подобные описания моделей ничего не будут значить - информация о компонентах ровным счетом ничего не скажет пользователю, до этого не работавшему на ПК, то есть с некоторой вероятностью основная масса покупок придется именно на "доступные" ПК.
Всеволод Крылов, генеральный директор компании RSI:
Не думаю, что при реализации программы "Почту России" ждут какие-то специфические проблемы кроме тех, что возникают при любой доставке. Например, при получении коробки с недовложением (например, нет модулей памяти), которое обнаруживается только при вскрытии посылки, потребитель должен обратиться в сервисный центр. Но, во-первых, сервисных центров в любом случае по России намного меньше, чем почтовых отделений и, во-вторых, чисто психологически получателю проще обратиться с претензией туда, откуда ему доставили груз, то есть на почту.
Такая же проблема возникнет, если внешних дефектов нет, а внутри есть механические повреждения. Почта в этом случае ответственности не несет, это проблема производителя, но за счет кого будет возвращаться коробка производителю, какие сроки замены такого товара - четко прописанных правил пока нет, поэтому потребителю опять придется выяснять отношения с работниками почты.
Алексей Сероус, руководитель московской региональной группы Merlion System Solutions:
Вряд ли "Почта России" будет испытывать при реализации программы "Компьютер в каждый дом" какие-то специфические проблемы, так как она будет выполнять свои привычные функции. Поскольку на нее не возлагается ответственность за конфигурацию или работоспособность оборудования, проблемы, связанные с ними, ее не коснутся. Единственный тонкий момент - возврат оборудования в случае отказа от него в семидневный срок, что оговорено в программе. Не совсем понятно, как он будет производиться, ведь "Почта России" отвечает только за доставку оборудования заказчику.
Роксана Янборисова, вице-президент компании OCS:
Не думаю, что "Почту России" ждут специфические проблемы, кроме банального воровства и видимой порчи во время перевозки. Наша компания, организуя доставку техники с помощью специализированных транспортных и логистических операторов, решает эти проблемы посредством четко прописанных договорных обязательств и страховых компаний. А как их будут решать руководители "Почты России" - неизвестно.