Похоже, для ИТ-рынка вступление страны в ВТО пройдет не так уж спокойно
Дмитрий Гапотченко — заместитель главного редактора Computerworld Россия. С ним можно связаться по адресу gdi@osp.ru |
Годы, пока разговоры о принятии России во Всемирную торговую организацию шли как о чем-то бесконечно далеком, руководители ведущих отечественных ИТ-компаний на вопрос о том, чего они ждут от вступления страны в ВТО, уверяли: ничего особенного не случится. Дескать, деньги (технологии продаж, отношения с вендорами и т. д.) — это еще не все. Потому как в России важнее знание реалий рынка, умение наладить логистику в наших неидеальных условиях, наработанные связи с партнерами, «сложившиеся отношения» с клиентами и прочая и прочая.
Безусловно, все так и есть — по крайней мере, на нынешнем этапе. Но если считать, что «самый цивилизованный» рынок, коим именует себя рынок компьютерный, движется к просто цивилизованному, то должны стать прозрачными не только таможенные барьеры, но и многие процессы, в которых российские компании считают себя гораздо сильнее заграничных конкурентов.
С некоторой натяжкой можно назвать декабрьский выход на наш рынок специализированной сети гипермакетов электроники MediaMarkt неким прообразом прихода в Россию мировых лидеров.
У немецкой компании пока лишь два магазина в Москве и один в Санкт-Петербурге. Цены «европейского лидера», по опыту посещения одного из магазинов (в том числе и на продукцию Panasonic, вокруг которой разгорелось столько страстей), не столь уж низки, существенно выше, чем, скажем, в Internet-магазинах и мелких торговых точках. У российских розничников есть пространство для ценового маневра, да и «знания местной специфики» и все прочие преимущества «своего поля» у них никто не отбирал.
Однако появление MediaMarkt сопровождалось скандалами, рекламными контр-кампаниями и невиданной скидочной активностью некоторых старожилов рынка.
Имеется ли под обвинениями почва — Бог весть. Сомнительно, чтобы, с одной стороны, в MediaMarkt стали нарушать законы ради трех магазинов, с другой — чтобы из-за этих же трех магазинов рискнули своими отношениями с российскими партнерами вендоры. Ну и совсем невозможно поверить, что, если бы новичок действительно нарушил какие-то законы, об этом не узнали бы все, кому следует по долгу службы.
И главное, совершенно непонятно, чего можно добиться, во всеуслышание заявив, что у конкурента безобразно низкие цены? Только лишь того, что все покупатели захотят проверить этот факт?
В общем, для непосвященного человека и просто покупателя все это выглядит как нервный срыв в чистом виде.
Конечно, представители корпоративной части ИТ-бизнеса поведут себя перед лицом ставшей непризрачной угрозы гораздо солидней. Но, похоже, вступление в ВТО приведет все-таки к большим потрясениям, чем до сих пор утверждалось.