«Открытые системы»
Участники ежегодной конференции по Business Intelligence, организованной IDC и издательством «Открытые системы», отметили зрелость предлагаемых решений и обсудили ряд масштабных внедрений
Четвертая конференция «Business Intelligence: рыночные тенденции, успешные проекты и новые сферы применения» собрала более 300 ведущих экспертов, российских и зарубежных поставщиков решений, разработчиков и пользователей систем |
Понятие Business Intelligence (BI) в современном понимании охватывает методы, технологии и инструменты, позволяющие компаниям из накопленных ими данных извлекать знания для принятия оперативных и тактических решений. Над ними располагаются уровни стратегического планирования и управления. С помощью BI специалисты формируют отчеты, отражающие изменения условий и правил деятельности, применяют методы оперативного анализа и глубинного анализа неявных закономерностей, раскрывающие интуицию эксперта или базирующиеся на проверенных моделях.
BI помогает бизнесу не только обрести «интеллект», но и стать более проницательным — уметь выделять источники и собирать необходимые данные, формировать в соответствии с целями бизнеса единое представление данных и процессов, обеспечивать доступ всем заинтересованным специалистам, оперативно осуществлять анализ, а главное, влиять на бизнес-среду соответствующим образом, чтобы улучшить экономические показатели.
Сегодня доступно немало решений по автоматизации бизнеса, однако условия конкуренции стали настолько жесткими, что не только крупные, но и средние и малые предприятия вынуждены применять оперативные интеллектуальные инструменты поддержки бизнес-процессов. Рынок подобных технологий и их популярность стремительно растет, в том числе и в России.
Рынок и предложения
Четвертая конференция «Business Intelligence: рыночные тенденции, успешные проекты и новые сферы применения», организованная IDC и издательством «Открытые системы», собрала более 300 ведущих экспертов, российских и зарубежных поставщиков решений, разработчиков и пользователей систем, а также представителей СМИ. По мнению участников конференции, технологии BI достигли такого уровня зрелости, когда их можно успешно применять в различных отраслях не только для выявления тенденций, но и для измерения эффективности бизнес-процессов, управления цепочками поставок и сбыта, анализа рисков и конкурентного анализа.
За 2005 год объем российского рынка BI удвоился, превысив 40 млн. долл. По оценкам IDC, его развитие определяют, прежде всего, потребности крупных предприятий нефтегазовой отрасли, банков, телекоммуникационных, транспортных и страховых компаний, розничных сетей, а также госструктур. Стимулирует внедрение средств бизнес-анализа данных необходимость экономического регулирования и усиление конкурентной борьбы, выход на западные фондовые рынки, активизация процессов слияния и поглощения компаний, требующие прозрачности бизнеса. Если раньше крупные заказчики вкладывали средства преимущественно в инфраструктурные компоненты для построения хранилищ данных, то, овладев технологиями регистрации результатов происходящих операций, компании хотели бы извлекать из этих данных ценную информацию. Растет интерес к аналитическим приложениям и решениям, способствующим переосмыслению процессов деятельности и созданию дополнительных ценностей за счет анализа имеющихся данных.
На конференции были представлены BI-решения разных «весовых категорий». Корпорация IBM, к примеру, предлагает и типовую аппаратно-программную конфигурацию Balanced Configuration Unit — сервер, оптимизированный для масштабируемого хранилища данных со всем необходимым программным обеспечением и устройствами хранения, и новую версию СУБД DB29, поддерживающую сжатие и управление XML-данными, и программные средства интеграции данных IBM Information Server, и типовые отраслевые решения.
Поставщики СУБД — в частности, Sybase и Teradata — не только усовершенствовали свои системы, но и предлагают консалтинговые услуги на базе типовых моделей и методик для аналитических систем в ряде отраслей.
Компании, специализирующиеся на BI-решениях (Business Objects, Hyperion, Informatica, Sunopsis и др.), предлагают продукты, возможности которых благодаря конвергенции технологий, опоре на сервисную архитектуру и открытые интерфейсы постепенно сближаются. Эти продукты обеспечивают возможность встраивания в неоднородные системы и поддерживают коллективную работу пользователей. Поэтому многие предприятия начинают рассматривать компоненты бизнес-аналитики в качестве центральной части своих корпоративных систем как на уровне интеграции данных, так и бизнес-процессов.
Если три года назад отечественные производители на подобных форумах практически отсутствовали, то участники нынешней конференции имели возможность ознакомиться с отечественными продуктами и технологиями BI. Учет специфики конкретных предметных областей должен облегчить развертывание и внедрение систем у конечного пользователя. Поэтому компания BI Partner сконцентрировалась на разработке типовой модели данных, поддерживающей создание сквозных систем аналитической отчетности для управляющих и инвестиционных компаний.
Новая версия аналитического комплекса пермской компании «Прогноз» предлагает промышленные технологии интеграции данных и инструментальную среду разработки информационно-аналитических и поддерживающих принятие решений систем на базе открытой архитектуры и методов статистического анализа, имитационного и эконометрического моделирования и прогнозирования.
Система оперативного управления компании «Ай-Теко» предназначена для крупных компаний, имеющих множество разнородных территориально распределенных источников данных. Решается задача стандартизации представления данных и оперативного доступа к ним с обеспечением целостности и сохранением функциональности существующих на местах систем. Для этого строится единая логическая модель системы показателей эффективности бизнеса. Централизация данных воплощается сочетанием технологий консолидации данных и федеративного доступа, а интеграция приложений происходит с помощью транспортной среды, адаптеров и системы словарей и справочников. За счет этого обеспечивается необходимая полнота данных для всеобъемлющего анализа и оперативного управления компанией.
Не только хранилища данных
Многие доклады были посвящены не столько достоинствам отдельных продуктов и технологий, сколько опыту реализации и внедрения целевых систем BI.
Одно из ключевых направлений развития бизнеса крупнейшего оператора сотовой связи «ВымпелКом» — совершенствование маркетинга — обеспечивает не только продвижение услуг и удержание клиентов, но и стимулирование сбыта и улучшение работы дилерской сети. Стратегия развития компании до 2010 года включает в себя поэтапный переход от массовых кампаний к сегментированию клиентской базы, затем к целевому, управляемому по событиям и, наконец, к полностью интерактивному маркетингу. Ключевым фактором успеха ИТ-инициатив в компании считают ориентацию на потребности бизнеса и мотивацию заказчиков, соединение информационных технологий и бизнес-процессов, а также создание высокопрофессиональной команды разработки, внедрения, поддержки и развития системы, в которую помимо специалистов «ВымпелКома» вошли консультанты IBM BCS и «Арстел-Консалтинг». За три года (проект стартовал в конце 2003 года) реализовано четыре версии BI-системы для накопления и анализа данных о действиях клиентов и результатах кампаний. Аналитики, менеджеры среднего звена и руководители служб маркетинга, продаж, продуктов и финансов центрального офиса и 90 региональных филиалов — всего 650 человек — могут пользоваться системой 20 часов в сутки. В хранилище данных (более 500 таблиц общим объемом 70 Тбайт) ежедневно загружается 150 Гбайт данных из 20 источников. С помощью типовой модели данных отслеживается свыше 400 показателей, характеризующих действия абонентов за последние тринадцать месяцев. Внедрены средства глубинного анализа данных. Система эксплуатируется на серверной платформе Sun E25K с СУБД Oracle и дисковой системой HP XP1024, загрузку и трансформацию данных обеспечивают средства компании Informatica, а оперативную аналитическую обработку и подготовку отчетов — средства Business Objects.
В основу ИТ-стратегии розничной сети «М. Видео» (75 гипермаркетов, предлагающих свыше 20 тыс. товаров бытовой техники и электроники в 20 городах России) положена интеграция данных и приложений, обеспечивающая непрерывность информационных потоков и централизованное ведение основных данных о товарах, контрагентах, клиентах и сотрудниках. Аналитическая отчетность для подразделений и руководства должна формироваться на базе единого хранилища исторических данных. При этом вместо доморощенных разработок было решено применять только оттестированные корпоративные решения СУБД Sybase IQ и средства визуализации отчетности MicroStrategy. Для интеграции многочисленных приложений (среди них SAP, «1С», корпоративная информационная система на Microsoft SQL Server и др.) применена технология Active Integration Hub компании Sunopsis.
Бизнес «Лукойл-Интер-Кард» ориентирован на предоставление услуг предприятиям и гражданам, которые являются держателями почти 2 млн. дисконтных и платежных карт. Компания обслуживает систему расчета за топливо на 2200 АЗС и терминалах в 71 регионе России и в сопредельных государствах. Расширение географии продаж, спектра продуктов и услуг, необходимость привлечения и удержания клиентов сетей, а также обслуживание платежной системы требуют постоянной и оперативной оценки складывающейся ситуации. В имевшейся системе на подготовку нестандартных отчетов тратилось несколько дней, алгоритмы отличались непрозрачностью, а региональным подразделениям было сложно получить доступ к данным головного офиса. В связи с этим было решено создать аналитическое хранилище данных. В качестве инструментов была выбрана методология SAFE, эталонная модель хранилища данных Sybase IWS, а также специализированная СУБД Sybase IQ, в которой данные хранятся по столбцам, а индексы оптимизированы для аналитической обработки. Проект предусматривал подготовку регламентных отчетов, стандартных и произвольных запросов, решение задач глубинного анализа данных и прогнозирования ситуации. Адаптация модели данных, разработка процедур загрузки данных, создание регламентных отчетов, настройка рабочих мест аналитиков и развертывание системы потребовали минимальных трудозатрат (24 человеко-дня). В результате время получения результатов сократилось до нескольких секунд, специалисты получили возможность не только самостоятельно формировать отчеты, но и детализировать их, решая задачи разработки новых карточных продуктов, повышения доходов и снижения издержек, сегментации клиентской базы, предотвращения злоупотреблений и мошенничества и т. д. В то же время отдел обработки данных смог направить часть персонала, занимавшегося отчетностью, на решение других задач.
Приложения, инструменты и данные должны работать вместе
Участники дискуссии, завершившей конференцию, отметили, что, хотя темпы расширения сегмента BI в целом опережают роста ИТ-рынка, отдельные факторы сдерживают внедрение многообещающих средств превращения данных в информацию, а затем и в прибыль. «Информационная демократия» требует не только отхода от «пирамид управления», но и создания коллективной среды принятия решений, которая немыслима без наличия навыков аналитической работы, согласованного видения целей деятельности, семантики данных и показателей эффективности — единого языка общения специалистов, сервисов и бизнес-процессов. По-видимому, получат развитие и общая архитектура средств BI в привязке к общекорпоративной архитектуре, и типовые отраслевые решения, и модели данных и бизнес-процессов.
Немаловажный вопрос, особенно с точки зрения среднего и малого бизнеса, — цена BI-решения и свобода выбора его компонентов. В этой связи определенный интерес представляют разработки в рамках открытой инициативы BIRT (Business Intelligence and Reporting Tools), направленной на создание межплатформенных средств BI и подготовки отчетов на базе стандартов XML и среды Eclipse. Известно, что 85% корпоративных данных хранятся в неструктурированной или слабоструктурированной форме, и, хотя уже имеются технологии извлечения фактов, эти два мира пока существуют отдельно. Быть может, эти и другие темы прозвучат на следующих конференциях?
Мнение экспертов
Франк Байтендик, вице-президент Hyperion: «Расширение информационной демократии — одно из ключевых направлений развития BI. Именно обеспеченность информацией, а не уровень цен и качества конкретных продуктов или услуг создает сегодня конкурентные преимущества. Поэтому управление информационными ресурсами — необходимое условие существования любой организации. Существуют три основные проблемы управления информацией: необходимы технологии, и их предоставляют инструменты BI; отлаженные бизнес-процессы, и компании совершенствуют их; культура обмена информацией, и бизнесу здесь есть чему поучиться, например у государственных органов демократических государств, которые все активнее применяют методы и средства BI».
Валерий Артемьев, советник директора главного центра информатизации Банка России: «У качества данных есть две составляющие. 25% можно проконтролировать по заданным критериям: точность, соответствие, непротиворечивость, а 75% зависят от методологии, управления метаданными и неструктурированной информации. Если вы формально ‘очистили’ данные, но не согласовали термины и показатели, вы получите некорректный результат и не сможете принять правильное решение».