Россияне ежегодно покупают три миллиона MP3-плейеров
Несмотря на то что воспроизведение музыки в формате MP3 (а также WMA и других популярных стандартах) поддерживают практически все современные портативные устройства — мобильные телефоны, КПК и даже некоторые фотоаппараты, рынок традиционных MP3-плейеров и в мире, и в России по-прежнему растет быстрыми темпами. Только в 2006 году россияне купили на 80% больше плейеров всех типов (CD/MP3, на флэш-памяти и с жесткими дисками), чем в прошлом году, — около 3 млн. штук; такие данные приводят представители компании iRiver.
Естественно, «за уши» наших сограждан борются почти все ведущие мировые брэнды — от всемирно известной компании Apple до отечественного RoverMedia. Не исключение — и корейская компания iRiver, которая в середине декабря представила свое видение данного рынка в России и странах СНГ. Эта основанная в 2000 году компания в 2004-м первой в мире выпустила флэш-плейер с 1 Гбайт памяти и плейер со встроенной фотокамерой. В нашей стране интересы iRiver вот уже три года представляет компания IRR, отвечающая за маркетинг, дистрибуцию и сервисное обслуживание на территории России.
Как сообщил директор IRR Дмитрий Бергельсон, ссылаясь на собственные данные компании и исследования независимых агентств, за три года отечественный рынок MP3-плейеров вырос почти в семь раз: с 60 млн. долл. в 2003 году до 400 млн. долл. в 2006-м (данные iRiver). При этом, если в 2003 году 95% рынка (в денежном выражении) составляли CD-MP3-плейеры, то в 2005-м их доля сократилась до 55%, а 38% принадлежало устройствам на основе флэш-памяти. В нынешнем же году расстановка сил такова: 45% рынка принадлежит флэш-плейерам, 40% — CD-MP3, а 15% — моделям на базе жестких дисков (HDD-плейерам).
Главной причиной, по которой CD-MP3-плейеры до сих пор пользуются высоким спросом, несмотря на очевидные недостатки по сравнению с флэш- и HDD-устройствами (значительно большие габариты, меньшая емкость носителей и т. д.), является их доступная цена, а также отсутствие необходимости их подключения к ПК для записи музыки. Тем не менее резкое снижение цен на флэш-память в начале нынешнего года существенно изменило картину: в количественном отношении на CD-MP3-плейеры в этом году пришлось лишь 27% рынка (около 800 тыс. штук), тогда как на флэш-плейеры — 60% (1,8 млн. штук).
Обучай и властвуй
Тройка ведущих производителей (по количеству проданных флэш- и HDD-плейеров) в этом году, по данным iRiver, выглядит так: на первом месте с долей 25% российского рынка (около 600 тыс. штук) — сама iRiver, на втором — Samsung (20%) и только на третьем — создатель легендарного устройства iPod, компания Apple (15%). Пятое и четвертое места принадлежит компаниям Sony (10%) и Nexx (6%).
Секрет успеха корейской компании, по словам Бергельсона, заключается не столько в агрессивной ценовой политике, сколько в инновационности продукции, которая сочетается с надежностью, а также в активной работе с розницей. Сегодня плейеры iRiver представлены практически во всех федеральных розничных сетях бытовой электроники, салонах мобильной связи, а также компьютерных супермаркетах. При этом особое внимание в компании уделяется обучению продавцов: за время своей работы тренинг-центр iRiver подготовил более 5 тыс. специалистов.
Подтверждает эту гипотезу и исследование оценки позиций брэндов с точки зрения торгового персонала, проведенное в третьем квартале этого года российской компанией IT Monitoring. Методом «тайного покупателя» были опрошены продавцы-консультанты в десяти ведущих московских розничных сетях — «СтартМастер», Dixis, «Связной», «Эльдорадо», «БетаЛинк», «Белый ветер», «Мир», «Техносила», «Евросеть» и Ion (в исследовании принимали участие по четыре магазина от каждой сети). По словам представителей IT Monitoring, больше всех респондентов (84%) рекомендовали приобрести именно плейеры iRiver. На втором месте (47%) оказалась продукция Nexx, на третьем (42%) — Apple, на четвертом (32%) — Samsung, а на пятом (18%) — RoverMedia.