DigiTimes.com, специально для Computerworld Россия
Не дожидаясь подведения итогов уходящего года, на Тайване отпраздновали победу над Кореей по объемам поставок и продаж больших ЖК-панелей
Если очень хочется праздника, повод обязательно найдется. На Тайване давно ждут от своих производителей жидкокристаллических панелей, когда они по всем статьям опередят южнокорейский дуэт в составе Samsung и LG.Philips LCD. Тем, однако, пока удавалось не только удерживать две первые строчки в рейтингах ведущих производителей ЖК-панелей большого размера (с диагональю 10 дюймов и выше), но и вдвоем опережать по сумме объемов продаж тайваньские компании, которых сейчас семеро в первой двадцатке мирового рейтинга DisplaySearch.
В 2004 году аналитики уже готовы были отдать Тайваню пальму первенства в соперничестве наций, но заключительный квартал выдался очень неудачным для квинтета ведущих тайваньских производителей ЖК-панелей — AU Optronics (AUO), Chi Mei Optoelectronics (CMO), Chunghwa Picture Tubes (CPT), HannStar Display и Quanta Display. Тогда говорили о том, что тайваньские компании оказались не готовы к обвалу рыночных цен на панели с большими диагоналями, а злые языки в Тайбэе утверждали, что обвал этот искусственно спровоцировали корейские конкуренты. Теперь, по прошествии двух лет, на фоне обвинений в ценовом сговоре, предъявленных недавно лидерам ЖК-индустрии, это уже не выглядит банальной отговоркой, хотя в расследовании, начатом в США, Японии и Корее, фигурируют и тайваньские производители.
В прошлом году производство ЖК-панелей лихорадило не так сильно, как некоторые другие сегменты тайваньской ИТ-индустрии, и это сыграло свою положительную роль. По данным DisplaySearch, в заключительном квартале Тайвань уже опережал Корею по объемам OEM-поставок ЖК-панелей, но итоги года в целом вновь оказались привычными. Корее удалось сохранить лидерство и по объемам выпуска продукции, и по оборотам.
Две неудачные попытки переломить ситуацию на рынке ЖК-панелей не охладили пыл тайваньских производителей, и в нынешнем году аналитики опять, причем с еще большей уверенностью, прогнозировали, что Тайвань наконец-то получит свою долгожданную корону. В центре маркетинговых исследований IEK (Industrial Economics and Knowledge Center) заявили, что тайваньский объем поставок ЖК-панелей с большими диагоналями в текущем году составит 140 млн. штук (у Кореи — 109 млн. штук), и это гарантирует Тайваню выход на первое место с долей рынка 50%. В денежном выражении, согласно прогнозу IEK, тайваньские объемы продаж достигнут 24 млрд. долл., что также будет выше корейских 20,8 млрд. долл. (46% против 40%). Еще оптимистичнее для Тайваня выглядит прогноз DigiTimes Research, согласно которому тайваньские поставки больших ЖК-панелей должны превысить 145 млн. штук, что будет соответствовать доле рынка 54,6%. В следующие два года, как считают в DigiTimes Research, Тайвань будет уверенно лидировать на рынке ЖК-панелей, увеличивая объемы поставок и долю рынка, которая в 2008 году должна составить уже 58,9%.
Подобные прогнозы, разумеется, способны создать праздничное настроение многим на Тайване. Но здесь хорошо помнят и то, что в предыдущие два года складывалась похожая ситуация, когда все вроде бы свидетельствовало в пользу тайваньской индустрии ЖК-панелей. Однако, несмотря на благоприятные расклады, Тайвань в итоге оказывался на втором месте.
Дабы избежать подобной ошибки в этом году, на Тайване решили… заранее отпраздновать свою победу, и ответственность за этот шаг взяло на себя тайваньское правительство. Формальный повод был найден вместе с IEK: стоимость продукции тайваньской индустрии плоскопанельных дисплеев в нынешнем году впервые превысила 1 трлн. тайваньских долларов (около 31 млрд. долл.). Достижение, что и говорить, нетривиальное, особенно с учетом того, что вне острова явно немногие проникнутся магией числа «триллион», если рядом с ним будет значиться «тайваньских долларов».
Формальный повод нисколько не помешал правительственным чиновникам во главе с вице-министром экономики Ши Йенщиянгом донести до участников торжества главную мысль: по поставкам больших ЖК-панелей в этом году Тайвань неминуемо выходит на первое место, оставляя Корею на втором.
В Корее, естественно, придерживаются несколько иной точки зрения по этому вопросу, и потому досрочное тайваньское торжество вызвало в Сеуле некоторое недоумение. В Тайбэе еще продолжали праздновать, а на сайте сеульской Korea Times уже появился материал с красноречивым заголовком «Семеро карликов бьют двух гигантов». Не подозревая о том, какой сюрприз приготовили судебные власти трех стран лидерам индустрии ЖК-панелей, автор не пожалел красок, чтобы у читателя создалось «правильное» впечатление о тайваньских успехах. Тайваньской семерке (помимо вышеупомянутого квинтета в нее также входят компании Innolux Display и TPO Displays) припомнили многое — от отставания с вводом в эксплуатацию производственных мощностей по обработке стеклянных пластин большего размера до существенно меньших объемов финансирования научных исследований и технологических разработок.
Доля правды во всем этом, безусловно, есть, хотя, например, пассаж о семи карликах, мягко говоря, не совсем соответствует реальности — AUO после своего слияния с Quanta Display (официально — с октября) вполне может и поспорить с любым из двух корейских гигантов по объемам выпуска ЖК-панелей. Но с чем действительно трудно спорить тайваньским производителям, так это с тем, что в сфере исследований и разработок они пока отстают не только от корейских, но и от японских конкурентов во главе с Sharp. В связи с этим примечательным представляется еще одно заявление Ши, сделанное им во время досрочной самокоронации тайваньской ЖК-индустрии.
«Правительством разработан план, целью которого является выход тайваньской индустрии плоскопанельных дисплеев на уровень 60% самодостаточности по поставкам оборудования и 80% по закупкам компонентов для производства панелей к концу 2009 года», — подчеркнул вице-министр.
Означает ли это, например, что на Тайване собираются возрождать собственное производство стеклянных панелей? Нет, речь идет лишь о привлечении инвестиций со стороны ведущих мировых поставщиков оборудования и материалов для изготовления ЖК-панелей, таких как американская компания Corning (стеклянные пластины) и немецкая Merck (смеси жидких кристаллов), к строительству и расширению производственных мощностей на Тайване. У Corning в настоящее время здесь имеется уже два завода; в декабре прошлого года открылся и производственный центр Merck в северной части острова.
Конечно, налаживание локальной цепочки поставок оборудования и компонентов для изготовления ЖК-панелей будет в первую очередь способствовать дальнейшему росту эффективности их производства на Тайване. Но в то же время в условиях более тесной кооперации с поставщиками у тайваньских производителей ЖК-панелей появится и вполне реальная возможность выйти на новый технологический уровень, преодолев отставание от корейских и японских конкурентов по части исследований и разработок. Если, конечно, результатом расследования обвинений в ценовом сговоре не станет тотальный коллапс всей ЖК-индустрии.
Вячеслав Соболев — редактор тайваньского онлайн-издания DigiTimes.com, освещающего события и тенденции ИТ-индустрии в странах Юго-Восточной Азии