Стремясь к развитию российской ИТ-отрасли за счет инвестиций, государство одновременно пытается заинтересовать сами компании в расширении своего бизнеса с помощью инвесторов и стимулировать их к проведению IPO на российских торговых площадках и, возможно, специализированной ИТ-бирже.
Предложение Мининформсвязи создать для российских ИТ-компаний привлекательные условия для выхода на отечественную биржу прокомментировал Игорь Веретенников, аналитик инвестиционной компании "Финам", входящей в тройку крупнейших российских инвестиционных банков и владеющей большим количеством активов в ИКТ-отрасли.
- Как и чем, по вашему мнению, можно заинтересовать российские ИТ-компании в выходе на биржу?
Компании уже заинтересованы в этом. По сути, IPO – это наиболее дешевый инструмент привлечения средств в развитие бизнеса, что подтверждается опытом западных ИТ-компаний. Кроме того, публичное размещение акций позволяет получить рыночную оценку компании, причем на достаточно высоком уровне. В итоге это дает возможность более эффективно работать с портфельными и стратегическими инвесторами, продать бизнес за более высокую цену.
В ближайшие два-три года можно ожидать не менее 10-15 публичных размещений участников ИТ-отрасли. Для российского рынка это очень неплохой показатель. Большего ожидать сложно в связи с незрелостью нашего ИТ-сектора и отсутствием развитой индустрии венчурных инвестиций.
- Не кажется ли вам, что в 2007-2008 годах, наоборот, наступит период некоторого затишья и выжидания в связи с президентскими выборами?
ИТ-компаниям не грозит передел собственности, так как большинство из них создавалось с нуля, не участвуя в приватизационных процессах. Так что в этом сегменте политические риски невелики, компании будут выходить на биржу, вне зависимости от приближения выборов. Более важна для них собственная готовность к проведению IPO – прозрачная структура собственности, высокие темпы роста финансовых показателей и т. д.
- Нужна ли в России ИТ-биржа?
РТС и ММВБ сейчас реализуют проекты по созданию специальных площадок для компаний с малой капитализацией, аналогичные лондонской AIM. На этих площадках сейчас концентрирована основная ликвидность российского фондового рынка, именно на них будет наиболее удобно и выгодно размещаться ИТ-компаниям.
Специализированная ИТ-биржа в России обречена на прозябание. Она не сможет привлечь достаточного количества эмитентов и инвесторов. Проект могут поддерживать искусственно, например за счет ресурсов государственных венчурных фондов, но это не сделает его более привлекательным. Некорректно было бы сравнивать ее с Nasdaq, поскольку последняя является глобальной биржей, на которой торгуются акции компаний из разных стран, в том числе России, и разных отраслей - не только ИТ-компаний, но и биотехнологических и промышленных.
- Но, возможно, она могла бы стать "тренировочной" площадкой для ИТ-компаний, планирующих выход на западные биржи?
Размещение на российских биржах должно создать компаниям рыночную историю, они должны подтвердить свою перспективность. Это можно сделать на площадках альтернативных инвестиций в рамках РТС или ММВБ, но вряд ли удастся на какой-то мелкой специализированной бирже.
- Вы говорили о возможности поддержки проекта ИТ-биржи за счет государственных венчурных фондов. Может ли данная инициатива быть связана с деятельностью РИФИКТ - венчурного фонда, созданного в начале осени Мининформсвязи?
Эти проекты, конечно, могут быть связаны между собой. Однако каждый из них самостоятелен. Тем более что ресурсов государственных фондов все-таки недостаточно, чтобы создать на новой бирже необходимую ликвидность.
- Как вы относитесь к идее создать Internet-биржу?
На современных биржах подавляющее большинство операций совершается через Internet. По сути, все новые торговые площадки могут быть только онлайновыми. В России более 95% инвесторов сейчас используют только Internet-трейдинг. Биржи любого другого типа не будут востребованы.
- Какие из действующих на рынке ИТ-компаний вы считаете наиболее перспективными в плане выхода на биржи?
Дочерняя компания РБК «Армада», которой были переданы все ИТ-активы холдинга, и «КомпьюЛинк» уже объявили о планах по проведению IPO. Размещение ценных бумаг своего Internet-подразделения запланировал холдинг «Марта», одним из направлений деятельности которого является Internet-торговля. Свои акции вполне могут разместить такие игроки, как «Яндекс», Mail.ru, Ozon и ряд других компаний.
- Вы называете "КомпьюЛинк" одним из наиболее вероятных кандидатов по проведению IPO. Между тем эта компания уже объявила о переносе IPO на следующий год. Как вы считаете, с чем связано это решение?
Скорее всего, свою роль здесь сыграли несколько факторов. С одной стороны, за последние месяцы прошло достаточно много IPO российских компаний - «Система-Галс», «ОГК-5», Угольная компания «Распадская», ЧЦЗ, ТМК. В итоге крупные инвесторы исчерпали лимиты на российские компании. С другой стороны, компании выгоднее размещаться в 2007 году, после того как она озвучит данные о своем развитии в текущем.
От первых лиц
Стремятся ли к публичности российские компании, работающие в сфере ИТ, и стимулируют ли их выход на IPO инициативы Мининформсвязи?
Игорь Касимов, генеральный директор компании «АйТи»:
Я думаю, что специально заинтересовывать в выходе на IPO российские ИТ-компании не требуется. IPO является обычным инструментом капитализации, и потребность в нем объективно возникает на определенных этапах развития как рынка в целом, так и компаний в частности. Но "дружественность", консалтинг и поддержка процесса могут ускорить процесс "созревания" компаний и облегчить как организационные, так и финансовые затраты по выходу на IPO. Такие дополнительные услуги, естественно, сделают данный инструмент более эффективным и популярным. Не думаю, что требуется создание специализированной ИТ-биржи, вполне достаточно будет таких площадок, как ИРК и RTS Start на имеющихся биржах, но вышеуказанная специальная поддержка ИТ-компаниям не помешает.
Что касается нашей компании, то мы не планируем выход на биржу "прямо завтра", но рассматриваем IPO в качестве одного из возможных инструментов для обеспечения адекватной капитализации (наряду с возможностью привлечения средств, например, от стратегического инвестора). Соответственно, по поводу конкретной биржи также пока нет определенного мнения. Естественно, владельцы бизнеса заинтересованы в максимально высокой его оценке, но на бирже важно получить такую оценку и извне – со стороны инвесторов.
Борис Бобровников, владелец и генеральный директор компании «Крок»:
IPO - весьма полезный инструмент для привлечения в компанию средств. Но для российской ИТ-отрасли я бы, пожалуй, назвал его применение преждевременным. Пока банки готовы профинансировать практически любой ИТ-проект. Выход на IPO только увеличивает временные и материальные затраты по привлечению средств, приносит лишние проблемы и риски. Я абсолютно уверен, что ни один нанятый извне управленец, тем более ограниченный формальными процедурами, решениями совета директоров, собраниями акционеров, не сделает для компании столько, сколько сделает владелец и его команда топ-менеджеров. Кстати, в Великобритании и США крупные успешные поставщики ИТ-решений часто не являются публичными. Поэтому тем, кто собирается на открытый рынок, я искренне желаю успеха, но следовать за ними не планирую. «Крок» - частная компания, и я думаю, что она такой и останется. Я хочу жить этим бизнесом, самостоятельно управляя компанией и развивая ее.
Шамиль Шакиров, президент компании "Ай-Теко":
Заинтересовать российские ИТ-компании в выходе на IPO можно тем же, чем и всех остальных: доступностью к дополнительным недорогим ресурсам для дальнейшего, более активного развития, возможностью получить справедливую оценку бизнеса, что в свою очередь будет способствовать процессу консолидации компаний. Создание российской ИТ-биржи или специализированного сектора на существующих площадках мне видится очень не простой, но чрезвычайно полезной для всего ИТ-сообщества задачей. Причем это важно не только для участников ИТ-рынка, но и для всех тех, кто верит и готов инвестировать в российский высокотехнологичный потенциал. Технологически возможно создание ИТ-биржи в Internet, однако непонятно, будет ли востребована такая услуга.
В нашей компании мы не планируем выход на IPO в ближайшее время, но внимательно следим за развитием рынка и интересом к нему со стороны различных инвесторов и не исключаем для себя такой сценарий развития в будущем. Когда мы поймем, что готовы к проведению IPO, что для нас это эффективно и сложилась наилучшая рыночная ситуация, тогда и объявим о своих планах. Сейчас же мы активно развиваемся и считаем, что еще далеко не исчерпали возможность для роста и повышения капитализации компании за счет внутренних ресурсов. Тем самым мы оставляем себе возможность в будущем привлечь партнеров и инвесторов на более интересных для себя условиях
Александр Калинин, президент "Национальной компьютерной корпорации":
Любая компания рассматривает различные варианты своего развития. Первичное размещение может стать частью выбранной стратегии, но момент для этого шага выбирается после тщательного анализа плюсов и минусов такого решения. К плюсам можно отнести получение более-менее реальной рыночной оценки бизнеса, возможность использования акций как инструмента в процессе приобретения других активов. Минусом являются расходы на размещение и, конечно, дополнительные обязательства, которые на себя накладывает публичная компания.
Алексей Журавлев, директор по маркетингу компании Merlion:
Решение, что именно поставить во главу угла – более высокую степень контроля и управляемости бизнесом или возможность привлечения дополнительных средств, - следствие существующих целей и стратегии развития бизнеса и индивидуальный выбор каждой компании. На сегодняшний день у Merlion достаточно ресурсов для того, чтобы сохранять лидирующие позиции в широкопрофильной ИТ-дистрибуции и развивать новые проекты. Поэтому в ближайшие год-два мы выход на биржу не планируем.
Юрий Баев, исполнительный директор "ТехноСерв А/С"
В ближайшей перспективе мы не рассматриваем выход на IPO, однако не исключаем для себя эту возможность через несколько лет. На сегодняшний момент положение компании устойчиво: мы динамично растем и не видим необходимости резко форсировать процесс выхода на биржу. Соответственно, оценку компании мы будем готовы проводить непосредственно перед размещением акций.
Что касается того, ведется ли подготовка, - мы активно занимаемся выстраиванием внутренних процессов, повышением нашей эффективности и работаем над расширением клиентской базы в перспективных направлениях рынка. Это отвечает в первую очередь интересам нынешних акционеров. Это же должно обеспечить повышение стоимости компании и интерес потенциальных инвесторов в момент выхода на биржу.