Совет министров Белоруссии подвел итоги развития отрасли связи и утвердил программу развития на 2006-2010 годы. Постановление № 1395 от 23 октября 2006 года определило приоритетные направления развития на ближайшие пять лет. В частности, запланировано техническое перевооружение сетей электросвязи общего пользования посредством замены аналогового коммутационного оборудования на цифровое. Уровень цифрового коммутационного оборудования, эксплуатируемого на местной телефонной сети, предполагается повысить до 80%. Вследствие этого количество введенных в действие телефонных номеров должно превысить 3,6 млн., а плотность телефонизации – достичь показателя 38 единиц на 100 жителей. В настоящее время, по данным на 1 октября 2006 года, на 100 человек в областных центрах приходится около 37 телефонов, в более мелких населенных пунктах – 28. Прирост установленной номерной емкости за первые девять месяцев года составил 55,9 тыс., из них у населения – 48,1 тыс. За этот же период заменено 160,4 тыс. номеров аналогового коммутационного оборудования местных телефонных сетей на цифровое и 1955 морально устаревших таксофонов на универсальные (при годовом плане 2850). К 2010 году Белоруссия намеревается построить 7,2 тыс. км (в «четырехволоконном» исчислении) ВОЛС. Развитие сети передачи данных планируется направить на внедрение услуг служб передачи данных на основе технологий широкополосного доступа. Ожидается широкое использование технологий организации цифровой абонентской линии хDSL. Портовая емкость широкополосного доступа к сети национального оператора электросвязи должна достичь 240,5 тыс. портов, а общее количество абонентов сетей сотовой связи - превысить 8 млн. В программу также включено создание в стране сети сотовой связи третьего поколения. Определены полосы радиочастот 1885–2025 МГц и 2110–2200 МГц для планирования систем подвижной электросвязи стандарта IМТ-2000. Частоты будут выделяться на конкурсной основе действующим операторам связи и претендентам на новое строительство сети. За девять месяцев 2006 года пропускная способность внешнего канала для доступа в Internet по сравнению с началом года увеличилась более чем в три раза и составляет 1,5 Гбит/с. Общее количество абонентов сетей сотовой связи уже превысило 5,5 млн. Зона покрытия операторов сотовой связи составляет 73% территории Белоруссии, на которой проживает более 92% населения. В области почтовой связи продолжится развитие пунктов пересылки электронных денежных переводов, ускоренной почты, прямой почтовой рекламы, продолжится создание операционных окон, принимающих оплату по банковским пластиковым карточкам. К концу 2010 года в стране планируется иметь на базе почтовых отделений около 2,5 тыс. пунктов пересылки электронных денежных переводов. В программу входит также подготовка отрасли к деятельности в условиях присоединения страны ко Всемирной торговой организации и внедрение новых информационных технологий и технологий электросвязи, в том числе посредством совместной работы отечественных научных и промышленных организаций. Другое постановление Совмина, № 1396, также от 23 октября 2006 года, «О внесении изменений и дополнений в Государственную программу информатизации Республики Беларусь на 2003–2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Белоруссия», установило новый перечень из 100 проектов по информатизации. Общий бюджет всех проектов – 92,8406 млрд. белорусских рублей (порядка 43,2 млн. долл.), из них 60,1 млрд. (почти 28 млн. долл.) планируется потратить на НИОКР и 32,7 млрд. (15,2 млн. долл.) составят капитальные вложения.
Неожиданные итоги
В то время как Совет министров Белоруссии планировал развитие связи и информатизации в стране до 2010 года, Комитет государственного контроля выявил неэкономное расходование бюджетных средств, выделенных на финансирование «Электронной Белоруссии», и в начале ноября распространил по этому поводу пресс-релиз. В частности, коллегия Комитета отметила, что программа была сформирована правительством без увязки с фактическими потребностями информатизации страны и с возможностями исполнителей проектов. Практически ни по одному проекту исполнителями не было проведено надлежащего обоснования стоимости работ. Проверкой установлено, что из 19,6 млрд. белорусских рублей (9 млн. долл.) неэффективно использованы 640 млн. (около 3 млн. долл.), также выявлен ущерб госимуществу в размере 51 млн. и отсутствие экономических обоснований цен на НИОКР общей стоимостью 1,26 млрд. руб. По итогам проверки коллегия КГК внесла предложение Совмину и Национальной академии наук привлечь к ответственности ряд должностных лиц аппарата этих двух госорганов и Министерства связи и информатизации.