Несмотря на то что понятие «юзабилити» (от английского usability) известно многим отечественным разработчикам, в России вопросам практичности и удобства интерфейсов до сих пор уделяли гораздо меньше внимания, чем на Западе. Интерес заказчиков прежде всего к функциональности, а не эргономичности решений, нехватка грамотных специалистов по юзабилити приводят к недооценке этого важного фактора успешности продукта.
Таково мнение членов сообщества RusCHI - российского отделения одной из крупнейших мировых организаций, занимающихся вопросами эргономики, Special Interest Group on Computer-Human Interaction Association for Computing Machinery. В этом году сообщество RusCHI провело открытый семинар, приурочив его к Всемирному дню юзабилити, который был учрежден в 2005 году.На семинар были приглашены не только разработчики интерфейсов, но и их заказчики, а также студенты нескольких технических вузов. Основными темами, обсуждавшимися в ходе семинара, стали тенденции развития этой области в России и в мире, а также некоторые практические вопросы разработки и применения эргономичных интерфейсов. Консультант по юзабилити компании Initium Сергей Гудков отметил, что несмотря на успешность советских исследований в области эргономики, многие из которых применяются в мире до сих пор, сегодня в России проблема практичности и удобства применения продуктов решается преимущественно под влиянием западных разработок в этой области. При этом отечественный бизнес сильно отстает по широте применения и частоте использования эргономичных решений. Как правило, иностранные компании либо создают собственные отделы проектирования интерфейсов, как, например, Sun Microsystems или Microsoft, либо активно пользуются консалтинговыми услугами. В России же вопросы удобства применения решений пока не достаточно популярны как у заказчиков, так и у разработчиков. Не в последнюю очередь это связано с тем, что легкость использования продукта в большинстве случаев представляется как не обязательный и при этом достаточно дорогой «компонент» проекта. Как полагает генеральный директор UIDesign Group Платон Днепровский, многие работодатели плохо представляют себе, в чем заключается разработка пользовательского интерфейса. Некоторые считают, что она сводится исключительно к визуализации интерфейса и размещению кнопок максимально удобным для пользователя образом. Но это не так. В задачу специалиста по юзабилити входит разработка не только внешнего облика, но и структуры интерфейса, с учетом всех потребностей пользователей. Для этого необходимо провести предварительное исследование, проанализировав не только явные, но и скрытые ожидания конечного пользователя. На данном этапе также может помочь конкурентный анализ – установление сильных и слабых сторон аналогичных разработок. А на завершающем этапе создания интерфейса – передаче технического задания программистам - необходим тщательный авторский надзор, поскольку подчас пренебрежение одной мелкой деталью может свести на нет все усилия по созданию не только функционального, но и удобного в использовании продукта.