Сдвиг состоит в переходе к оптимизированному хранению данных, причем этот переход не только и не столько технический, сколько экономический. В нынешних условиях при оценке эффективности инвестиций в системы хранения фокус смещается из технологической сферы в сторону бизнеса, иначе говоря, критичнее стали не собственные показатели систем, а то, как они обеспечивают работу бизнес-приложений. Разумеется, материализация этого сдвига растянута во времени и в пространстве, он происходит тем скорее, чем более компания больше по размерам, чем она разборчивее в отношении к ресурсам хранения. Характерный пример проявления описанного явления – смена критериев оценки систем хранения. Еще совсем недавно в качестве универсальной оценки эффективности таких систем использовали количество терабайт, которыми управляет один администратор, предпосылкой для такой метрики был уравнительный принцип, тогда мыслилось, что все приложения однородны и их требования к системам хранения единообразны. Но с появлением многоуровневых систем стало ясно, что требования приложений к системам хранения могут существенно различаться. Есть критически важные приложения, работающие в транзакционном режиме, администратор должен проявлять к ним особое внимание, а есть приложения типа хранилищ данных, которые содержат огромные объемы и не требуют особого внимания со стороны администратора. Если фиксировать внимание на «производительности труда администратора», выраженной в объемах хранения на человека, то могут остаться нерешенными вопросы, критически важные для бизнеса. Сегодня в их числе задачи корпоративного управления, подготовленности к рискам, обеспечение непрерывности бизнес-процессов и многое другое. Решение перечисленных задач сводится к согласованию разнообразных ИТ-ресурсов с корпоративными целями, среди этих ИТ-ресурсов одним из важнейших является информационное обеспечение, реализуемое с использованием систем хранения данных. Нередко взаимоотношения информационного обеспечения с бизнесом напрямую связывают с управлением жизненным циклом информации Information Lifecycle Management. Специалисты из HDS с подобной трактовкой не согласны, они считают, что пока существующие ILM-решения ограничиваются управлением миграцией данных по многоуровневой системе хранения. По их мнению, Application Optimized Storage, может быть, более ограниченный, но вполне работоспособный подход к решению проблемы «управление данными – бизнес». Он позволяет увязать потребности приложений с возможностями систем хранения, он позволяет построить на основе универсальной платформы многомерную, многоуровневую среду, в которой реализованы миграция и репликация данных, оптимизация доступа к данным, плюс к тому существуют инструменты для управления средой и ее оптимизации. В конечном счете средствами Application Optimized Storage удается обеспечить эффективность решения на двух уровнях: на физическом, то есть на уровне рутинных рабочих процедур, и на финансовом, выводя таким образом инвестиции в системы хранения из категории вспомогательных и затратных в основные, приносящие прибыль. Одно из достоинств нового подхода состоит в том, что принятие решений о покупке новых систем хранения или модернизации существующих получает реальное экономическое обоснование, аргументацией в процессе принятия решений являются не рекомендации технических специалистов, а мнения людей, представляющих бизнес компании. Теперь они могут рассчитывать средства точно так же, как при инвестиции в любые иные основные фонды. Сдвиг в сторону поддержки бизнеса средствами систем хранения, о котором шла речь выше, нашел свое отражение и в программе конференции, из трех сессий только одна «Построение эффективной инфраструктуры хранения данных с помощью продуктов HDS» имела традиционный характер и была рассчитана на технических специалистов. Тематика двух других «Решение бизнес-задач. От задач к решениям по хранению. Решения AOS от HDS» и «Профессиональные услуги, TCO (сокращение общей стоимости владения), ROI (возврат инвестиций)» была, как следует из названий докладов, посвящена интеграции технологий хранения данных с бизнесом, их целевой аудиторией были ИТ-директора. В HDS за вопросы, связанные с оценкой экономической эффективности, отвечает Дэвид Меррилл, занимающий с 1996 года должность консультанта по архитектурным решениям. Сам он приехать не смог, поэтому на вопросы ответил бизнес-консультант HDS Йорген Хансен, выступивший на конференции с докладами «Экономическая эффективность и системы хранения HDS» и «Экономическая эффективность и интегрированные архитектуры многоуровневого хранения».
- Определите, пожалуйста, место услуг, предоставляемых вашим подразделением.
Бизнес в области технических услуг мы передаем нашим партнерам, но то, что мы называем бизнес-консультированием, как правило, остается наполовину за нами. Такое положение дел возможно не во всех странах, в России, например, мы будем осуществлять его собственными силами. Если рынок услуг вырастет, то мы сможем передать часть наших полномочий партнерам.
- Как вы можете определить потенциального заказчика на ваши услуги, какого масштаба компанию они могут заинтересовать?
Не маленькую, настолько не маленькую, что инвестиции в системы хранения могут оправдать затраты на консультирование. Сегодня трудно найти меру, с появлением многоуровневых систем оценка в терабайтах потеряла точный смысл, еще пять лет назад можно было оценивать удельную стоимость хранения в мегабайтах на доллар, сегодня это невозможно, поэтому, условно говоря, система хранения должна быть рассчитана на 100 терабайт и выше.
- Во что обходятся ваши услуги?
Точных ставок нет, все зависит от страны, объема услуг, но в среднем консультирование может занять три недели чистого времени труда двух специалистов. На самом деле работа займет больше времени, приходится делать вынужденные перерывы на обмен документами, достижение соглашений и другие организационные моменты.
- Насколько популярны ваши услуги?
Мы ведем бизнес-консультирование примерно пять лет и за это время обследовали и дали свои рекомендации более чем сотне компаний.
- Каков в среднем экономический эффект консультирования ?
Показатель возврата инвестиций ROI может быть увеличен на 5-15%.
Итоги года
Итоги работы HDS в странах СНГ за финансовый год:
Общий оборот возрос в 2,9 раза.
Продажи продуктов старшего класса выросли в 4,3 раза, продажи программного обеспечения – в 8,25 раза.
Оборот в сегменте модульных систем возрос в 2,35 раза, продажи программного обеспечения - в 3,7 раза.