Как оказалось впоследствии, это объявление символизирует переход к новому этапу развития Verysell Distribution и, возможно, всей группы компаний Verysell.
Главная роль
Христо Каракашев до прихода в Verysell не работал в ИТ-компаниях. Он занимался собственным бизнесом (импорт продуктов питания в Болгарию), затем руководил подразделениями зарубежных производственных и торговых компаний, учился в аспирантуре Венского экономического университета и был консультантом компании Henkel. Одно из самых значимых достижений в карьере Каракашева – успешная реструктуризация российского бизнеса компании Philips, начавшаяся в 1998 году. По его мнению, роль нового топ-менеджера заключается в том, чтобы привнести в управление то, чего не хватает для дальнейшего развития дистрибьюторского бизнеса, сохраняя при этом стабильность работы компании и все лучшее, что ею накоплено. «Прежде мы оперировали категориями товаров, которые необходимо продвигать. Теперь стремимся оперировать финансовыми показателями, чтобы лучше видеть выгодность и перспективность того или иного направления. Мы уже выяснили, что некоторые из них не настолько выгодны, как казалось раньше», пояснил Краснов новую стратегию. Каракашев особо отметил, что необходимость перемен вызвана не тем, что компания раньше плохо работала. «Любой бизнес, сказал он, проходит определенные стадии в своем развитии, и для каждой из них характерен свой стиль управления. Изначально, в первые годы существования компании, решение почти всех вопросов замыкается на одном человеке. Затем, по мере роста компании, деятельность разделяется на блоки, но единоличное управление все же остается. Однако при дальнейшем росте система начинает буксовать, а решение многих вопросов задерживается». Verysell, по его мнению, как раз приближается к критической точке своего развития, успешное прохождение которой требует перехода к «процессуальному» стилю управления. Отчасти необходимость этого перехода обусловлена уровнем доходов. При нынешних темпах роста оборот дистрибьюторского бизнеса уже в ближайшее время превысит четверть миллиарда долларов, а совокупный оборот всей группы через пять лет превысит 1 млрд.
Пройденный путь
Параллельно с выстраиванием новой структуры управления в компании Verysell Distribution продолжается внедрение информационной системы SAP. Эти два процесса неразрывно связаны друг с другом логически и во времени. По словам Краснова, дистрибьюторская компания уже пять месяцев работает на SAP. Однако постепенно выяснилось, что возможности этой системы гораздо шире, чем можно было представить при формировании технического задания по ее внедрению. Поэтому идет дальнейшее развитие системы. Предпочтение SAP было отдано по нескольким причинам. Например, эта система позволяет получать аналитику в любых разрезах. Кроме того, при имеющихся планах размещения акций группы Verysell на зарубежных финансовых рынках важно иметь информационную систему, которая является международным стандартом. SAP, вероятно, будет внедряться во всех компаниях группы. Каракашев уже имел опыт внедрения разработок SAP в российском подразделении Philips, в котором, как и в Verysell, до SAP использовалась старая версия ПО Scala.
Закрытая отрасль
Новый управляющий директор Verysell Distribution характеризует происходящие изменения в управлении тремя ключевыми словами «систематизация», «планирование» и «ответственность». В то же время, по его мнению, необходимо усиление отдельных блоков через обучение менеджеров и приглашение специалистов со стороны. ИТ-сектор не только в России, но и за рубежом является достаточно закрытым для специалистов из других отраслей. На определенном этапе эта закрытость становится помехой дальнейшему развитию. По наблюдениям Каракашева, у российских ИТ-компаний есть типичные проблемы, которые, естественно, проявляются в разной степени. Прежде всего, «хромают» маркетинг и управление финансами. Из-за этого многие финансовые и маркетинговые инструменты не используются. В дистрибьюторских фирмах не оптимизированы складское хозяйство и логистика. Очень часто в ИТ-компаниях отчетность готовится в Excel и не установлены современные системы для автоматизации управления. Можно сказать, что эти компании являются «сапожниками без сапог». По словам Каракашева, крупные международные компании, специализирующиеся на производстве бытовой техники, лет 25 назад также делали уклон в сторону технологий, и их руководители считали, что технологическое лидерство обеспечивает и рыночный успех. Однако в начале 90-х это заблуждение стало очевидным почти всем. В результате в производство бытовой техники хлынул поток менеджеров прежде всего из компаний – производителей товаров широкого потребления, в которых был хорошо налажен маркетинг. Даже должности президентов компаний занимали совершенно новые для отрасли люди. «Таким образом ряду крупных компаний удалось преодолеть серьезный управленческий кризис». В настоящее время многие зарубежные ИТ-компании также пошли по пути усиления маркетинга и начали приглашать менеджеров из других отраслей. Правда, в России эта тенденция пока не заметна, а усиления требует большее количество направлений. Тем не менее единичные случаи появления менеджеров, не работавших прежде в ИТ-компаниях, имеются. В какой-то степени перечисленные отраслевые недостатки характерны и для группы Verysell. Работа над их исправлением уже ведется, но она требует определенной последовательности действий. В первую очередь планируется усилить коммерческий блок. Каракашев предлагает специалистам по продажам и маркетингу перейти к более активной работе. Они должны не только бороться с конкурентами за получение заказов, но и стимулировать появление этих заказов, формируя у потенциальных клиентов потребность в соответствующих решениях. Также предполагается укрепить финансовый блок. Расширение спектра услуг Verysell Distribution планируется осуществлять в двух направлениях. Первое связано с финансированием проектов, а второе – с экспертно-консультационной поддержкой партнеров.
Без острых углов
Реструктуризация, по заверению представителей дистрибьюторской компании, проводится осторожно и без спешки. Новый управляющий директор работает в компании уже около полугода в должности председателя правления, и некоторые изменения в управлении с его участием уже произошли. Verysell Distribution в этом году пересмотрела отношения с рядом поставщиков, появились и новые вендоры - Brocade и Huawei–3Com. Расширено сотрудничество с компанией Symantec (в связи с ее объединением с Veritas) по направлению Security Software для корпоративных клиентов и с Fujitsu Siemens, теперь Verysell Distribution предлагает дилерам серверы и системы хранения уровня предприятий от немецкой компании. «Компания осуществляет оптимизацию продуктовых линеек. Инвестиции идут в те направления, которые дают наибольшую отдачу. Мы уже сократили долю периферии и ноутбуков в обороте нашей компании», прокомментировал перемены коммерческий директор Verysell Distribution Сергей Алещенко. Каракашев заверил, что компания ни в коем случае не намерена полностью отказываться от периферии и ноутбуков. Однако на данном этапе приоритеты должны быть другие. Компании выгоднее специализироваться на решениях с большой добавленной стоимостью, поставляя тяжелые серверы и сложные корпоративные системы.
Сбалансированный бизнес
Важный период развития, по словам Краснова, переживает не только Verysell Distribution, но и вся группа Verysell. В последние пять лет на форумах Softeach шла речь о необходимости диверсификации бизнеса группы, которая предусматривает ускоренное развитие системной интеграции, продвижение собственных программных продуктов и расширение спектра предлагаемых ИТ-услуг. «Поставленные в начале десятилетия задачи выполнены, заявил президент Verysell. Мы создали сбалансированный бизнес, наши доходы от дистрибуции и услуг примерно равны. Теперь постараемся устранить те ошибки по отношению к дистрибьюторскому бизнесу, которые неизбежно возникали в результате диверсификации. Из-за ограниченности ресурсов не удалось избежать перекоса в сторону услуг. Поэтому сейчас снова рассматриваем дистрибуцию как инвестиционное направление, в которое нужно вкладывать деньги». Продолжается подготовка к публичному размещению акций группы Verysell. Процесс выхода с IPO идет не так быстро, как хотелось бы руководителям холдинга. В то же время, подчеркнул Краснов, представители Verysell никогда не говорили, что превращение в публичную компанию является единственным способом привлечения инвестиций на международном финансовом рынке. Например, частные размещения могут быть более эффективными, чем IPO. Подготовка к размещению акций напрямую не связана с происходящими внутренними процессами. Тем не менее представители группы не раз намекали на то, что реструктуризация и внедрение SAP впоследствии коснется всех компаний, входящих в группу. Но эта тема, вероятно, будет обсуждаться на следующем форуме Softeach.