Шаи Агасси, президент компании по продуктам и технологиям, на октябрьской конференции SAP Teched’06 отметил, что SOA позволит, в первую очередь, укрепить основание ИТ-поддержки бизнеса. Инвестируя в реальную интеграцию продуктов, услуг и других ресурсов предприятий, их руководители инвестируют в усиление своих позиций на рынке в будущем. Внутри предприятий следование этим курсом позволит существенно повысить эффективность работы ИТ-персонала за счет совершенствования навыков работы с информацией, предоставляемой бизнесом, и общения с внутренними пользователями на их языке.
Одним из наиболее ярких противоречий в работе ИТ-лидера является стремление стабилизировать ради обеспечения надежности и сбережения инвестиций ИТ-поддержку основных бизнес-процессов и необходимость постоянного ее обновления с целью удовлетворения меняющихся потребностей бизнеса. Агасси отметил, что на основе решений класса SOA, в частности SAP NetWeaver, существует возможность сохранять неизменным то, что менять нежелательно и обновлять то, что обновить необходимо. «В результате ускоряется внедрение инноваций. Каждые пять лет вы сможете предлагать бизнесу следующее поколение ИТ-поддержки», - пообещал он собравшимся.
Агасси также отметил, что ИТ-платформа бизнес-процессов должна обеспечивать поддержку процессу превращения частного опыта в совокупность доступных всем знаний. Ключом к эффективной реализации этого процесса служит обращение к открытым стандартам при разработке бизнес-приложений. С другой стороны, взрывной рост объемов накапливаемых знаний в каждой отдельной отрасли делает малоактуальной задачей разработку горизонтальных приложений «неплатформенного» характера.
Взаимодействие бизнеса и ИТ повсеместно было и остается актуальным вопросом. В частности постоянной заботой директора по ИТ является оптимизация эксплуатации бизнесом информационных технологий. В этой области Агасси наметил четыре направления работы: обеспечение роста заинтересованности пользователей, развитие экосистемы бизнес-приложений, облегчение доступа к информации и упрощение развертывания решений.
Интеграция всех ресурсов предприятия в рамках SOA обеспечивает их наиболее эффективное использование. В частности, имеется возможность предоставить персоналу наиболее адекватный его задачам доступ ко всем данным, связанным с деятельностью предприятия и функционированием приложений на основе портальных технологий. Вступая во взаимодействие с той или иной стороной деятельности предприятия, каждый пользователь может проанализировать свой предыдущий опыт принятия решений в данной области. Например, при необходимости оформить отпуск сотруднику предоставляются исторические данные о годовом балансе его отпусков. Другим примером может служить формирование списка работ каждого сотрудника, который может быть вовлечен в реализацию самых разных бизнес-процессов и проектов, и для принятия решения о назначении новой работы необходимо учитывать эти данные. Не менее важным вопросом для ИТ-лидера является наличие развитой экосистемы для внедряемых или уже используемых решений. Приложения класса SOA требуют для внедрения, поддержки и развития наличия высококвалифицированного персонала либо очень серьезной поддержки вендора. И то и другое существенно повышает TCO (совокупную стоимость владения) решений. Нагрузку на финансы предприятия можно снизить за счет активизации обмена опытом пользователей продукции того или иного вендора, т. е. создания распределенной базы знаний, так как это сделано в сообществе пользователей Linux. SAP предлагает именно этот вариант поддержки пользователей.
Интеграция ресурсов повиснет в воздухе, если доступ к данным будет иметь заметные технологические ограничения. В то же время превращение информации в стратегический актив предприятия порождает, по словам Агасси, массу технических проблем. Например, за период с 1990 по 2006 год произошел резкий скачок значений ряда технических характеристик ИТ-инфраструктуры. Пропускная способность сетей возросла в 100 раз (со 100 Мбит/сек до 10 Гбит/сек), адресуемое пространство памяти увеличилось в 248 раз (с 216 до 264) и т. д. Это позволило оперативно накапливать огромные массивы данных, анализ которых стал насущной необходимостью для управления предприятиями. В частности, по словам Агасси, размер типичных баз данных корпорации Brown-Forman составляет 650 млн. записей, корпораций Coca-Cola и BP – 60 млн. записей, Novartis – 10 млн. записей. В то же время за указанный выше период скорость обмена данными с дисками (Data Disk Transfer) увеличилась только в 25 раз (с 5 Мбит/с до 130 Мбит/с). Этого явно недостаточно для обработки таких массивов. Вендорам, предлагающим BI-решения, следует серьезно задуматься над решением этой проблемы.
И наконец, внедрение SOA существенно упрощает развертывание приложений для поддержки бизнеса. Результаты инноваций можно увидеть практически сразу и в то же время возможно максимально точное и оперативное согласование обновлений с изменениями в стратегии предприятия. С другой стороны, очень большое значение приобретает правильная организация деятельности ИТ-подразделения, которая должна учитывать его роль в стратегическом развитии предприятия. По мнению Агасси, в этой структуре следует выделить два направления работы: проектирование бизнес-процессов, осуществляемое под руководством «главного по инновациям» (Chief Processes Innovation Officer), на которого, в частности, возлагается обязанность вести диалог с бизнес-пользователями, и организация ИТ-поддержки бизнеса под руководством «главного по информатизации» (Chief IT Officer). Единое руководство их деятельностью со стороны директора информационной службы и позволит организовать работу наиболее эффективно и результативно.