В Lucent отмечают, что Западная Европа готова к «смешанным» услугам, и рассчитывают, что в России развитие пойдет по схожему сценарию
Компания Lucent Technologies обнародовала результаты исследования по изучению готовности западноевропейского рынка к так называемым «смешанным», или «комплексным персонифицированным» услугам (Blended Services). В отличие от отдельных услуг, просто собранных оператором в один «пакет», смешанные услуги дают абоненту возможность использовать передачу голоса, данных и видео в одном сеансе связи, переключаясь по мере необходимости с одной функции на другую.
«Мир телекоммуникаций меняется», — заявил старший менеджер по маркетингу Lucent Technologies в EMEA и Азиатско-Тихоокеанском регионе Дэвид Свифт. По его словам, тесная связь между оператором и его абонентами постепенно ослабевает, а ситуация на рынке напоминает перетягивание каната между традиционными операторами и такими игроками, как Yahoo, Google и Skype. Последним приносят успех контент и персонификация. Комбинированные, и особенно «смешанные» услуги призваны спасти положение традиционных операторов, обеспечив повышение дохода и лояльности пользователей.
Дэвид Свифт: «Комплексные услуги укрепляют связь операторов с абонентами» |
Исследование Lucent, завершенное в начале 2006 года, показало, что количество абонентов, готовых доплачивать за услуги, образованные взаимодействием нескольких приложений, вдвое превышает количество тех, кто склонен платить больше за услуги, составленные из набора отдельных приложений. По словам Свифта, размер такой «доплаты за комплексность» составляет 10-15% стоимости услуг. В 2007 году доходы операторов от предоставления комплексных услуг на потребительском рынке составили, по оценке Lucent, 375 млн. евро при 1932 тыс. абонентах, а корпоративный рынок принес около 449 млн. евро при 2060 тыс. абонентах.
В ходе исследования было опрошено около 1,5 тыс. респондентов в Великобритании, Германии, Испании, Италии и Франции. По оценке Lucent, оборот рынка комплексных персонализированных услуг в этих странах к 2011 году может достичь 14 млрд. евро, из них 6,6 млрд. придется на потребительский рынок и 7,4 млрд. — на корпоративный.
Уровень интереса корпоративных пользователей к смешанным услугам составил в среднем 7,1 балла, а частных лиц — 6,9 балла из десяти возможных. Около 10% представителей потребительского рынка и 14% корпоративного выразили готовность воспользоваться ими, как только представится такая возможность, а 49 и 45%, соответственно, готовы взять их на вооружение, когда эти услуги зарекомендуют себя.
В первую очередь такие услуги будут востребованы молодыми мужчинами, которые нуждаются в новых приложениях для решения своих задач, и представителями старшего поколения с доходом более 45 тыс. евро в год, которым требуются простые решения технологических проблем. При этом в пакет наиболее востребованных услуг для физических лиц входит передача сообщений, определение местоположения и присутствия, управление вызовами, календарь и сервисы для двухрежимных телефонов.
В корпоративном секторе «смешанные» услуги готовы использовать в первую очередь крупные компании, нуждающиеся в мобильности, доступе к корпоративной сети и гибкости связи, и уделяющие больше внимания качеству услуг, чем их стоимости. Для малых предприятий со штатом менее десяти сотрудников, которые с точки зрения Lucent также относятся к перспективному сегменту для персонализированных услуг, большее значение имеет удобство пользования услугой и, разумеется, они более чувствительны к цене. В комплекс самых необходимых услуг «для менеджеров» вошли обмен сообщениями, расширенное управление вызовами, конференц-связь, услуги по геолокации и приложения для обеспечения безопасности.
Интересно, что более 60% опрошенных абонентов для получения персонализированных услуг готовы сменить провайдера.
Таким образом, с точки зрения Lucent, для операторов настало время выходить на рынок комплексных услуг, и первое, что потребуется для этого — платформа IMS (IP Multimedia Subsystem, инфраструктурная модель на базе протокола SIP, позволяет операторам внедрять в мобильные сети связи различные услуги. — Прим. ред.) В 2006 году Lucent подписала шесть крупных контрактов в области IMS. По данным компании, инвестиции в IMS-платформу окупаются примерно за полтора года.
Готовность же российского рынка к восприятию «смешанных» услуг весьма далека от европейского уровня. Однако ситуация в Москве и Санкт-Петербурге, по мнению Свифта, похожа на западноевропейскую, а развитие во всех странах идет приблизительно по одному и тому же сценарию.