Компания Acer собрала журналистов в Монте-Карло

Свою очередную международную конференцию компания Acer провела в столице европейского игорного бизнеса — Монте-Карло (как бы подтверждая версию происхождения наименования тайваньской марки от английского слова «туз»), в маленьком княжестве Монако, где 80% населения — миллионеры. Компания стремительно и не без азарта движется в элиту мирового компьютерного бизнеса, опираясь на расчеты аналитиков и проявляя упорство.

Портрет на фоне мира

Прежде чем перейти непосредственно к делам Acer, президент компании Джанфранко Лянчи обрисовал текущую ситуацию на компьютерном рынке. Мировой рынок ПК подрос в первом полугодии 2006 года несколько меньше, чем ожидалось, но предполагается, что до конца текущего года он восстановит свою динамику, несмотря на недостаток деловой активности в Западной Европе. Поставки в EMEA немного превысили объемы поставок на североамериканский рынок. Однако в целом для региона этот период нельзя было назвать удачным, а второй квартал стал одним из самых трудных за последние годы. Согласно исследованиям аналитиков компании Canalys, при среднем росте продаж крупнейших производителей оборудования и программного обеспечения на 5,5%, их чистая прибыль упала по сравнению с прошлым годом более чем на 10%, вслед за ней покатилась вниз и капитализация — на 6%.

Джанфранко Лянчи: «Мы имеем хорошие позиции везде, кроме США»

Общую динамику поддерживают развивающиеся рынки, растущие примерно на 25% в год, такие как Латинская Америка и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

К основным тенденциям, определяющим развитие рынка, относятся рост спроса на ноутбуки, насыщение зрелых рынков, на которые приходится 65% всех поставок, конкуренция между производителями микропроцессоров, нехватка новых технологий и задержка с выходом Vista. Из 53 млн. компьютеров, проданных во втором квартале, 35,5 млн. составили настольные ПК и 17,5 млн. — ноутбуки. Это превышает аналогичные показатели 2005 года соответственно на 4 и 27%. При этом в EMEA за последние два года продажи ПК в «коммерческий» сегмент заметно уступили позиции потребительскому сектору, приносящему вдвое более высокую маржу.

Консолидация бизнеса продолжает набирать обороты не только среди производителей, но и среди крупных европейских дистрибьюторов, грозя через несколько лет оставить рынок весьма ограниченному числу игроков. По данным Canalys, менее 20% компьютерного оборудования производители сегодня продают напрямую. Увлечение прямыми продажами, считают аналитики, может пагубно отразиться на бизнесе уже в ближайшие несколько лет; впрочем, из лидеров рынка ими занимается только Dell.

«Выбор модели стопроцентно партнерских продаж — одна из причин успешности Acer», — отметил президент Canalys Стив Бразиер. В целом, по его мнению, ближайшие несколько лет будут для компьютерной индустрии неплохими. Ключевыми отличиями ее продуктов останутся базовые приложения, коммуникационные возможности и новые форм-факторы. В частности, аналитики прогнозируют, что к 2010 году настольные компьютеры, выполненные в малом формфакторе, сравняются по популярности с ПК в обычных корпусах; тех и других будет продаваться примерно по 75 млн. штук.

Амбициозные цели

К 2008 году Acer поставила перед собой задачу войти в тройку крупнейших производителей ПК и стать номером один среди поставщиков ноутбуков.

«Может быть, это звучит несколько амбициозно, но мы уже не так далеки от этой цели», — заявил Лянчи. Действительно, судя по темпу, взятому Acer на данной дистанции, эта задача для нее не так уж невыполнима. В нелегком втором квартале 2006 года Acer удалось вырасти почти на 36%, двигаясь втрое быстрее рынка. По результатам этого квартала, согласно Gartner, компания стала четвертым поставщиком ПК в мировой табели о рангах после Dell, HP и Lenovo. Ей принадлежит около 5% рынка (доля Lenovo составляет примерно 7%, HP — более 14%, Dell — около 18%). В регионе EMEA Acer с долей чуть выше 8% уже вошла в первую тройку, потеснив Fujitsu Siemens (7%) и постепенно подбираясь к Dell (более 12%).

В мировом рейтинге производителей ноутбуков Acer пока делит третье место с Toshiba, но в EMEA уже лидирует, заняв 19% рынка и опередив HP с ее 17%. Интересно, что на «родном» азиатском рынке Acer еще не удалось победить HP, которая находится на второй ступеньке после Lenovo.

«Мы имеем хорошие позиции везде, кроме США», — заявил Лянчи. Но и в США дела не так уж плохи: Acer занимает седьмое место, помимо Dell и HP ее опережают Gateway, Apple, Lenovo и Toshiba. Но, кроме двух лидеров, рыночная доля остальных конкурентов не превышает 6-9%.

При этом доля «американских» доходов в обороте Acer выросла в первом полугодии текущего года по сравнению с тем же периодом прошлого года с 11 до 19%. А доля доходов Acer, поступающих от второго по размеру компьютерного рынка — китайского, увеличилась с 4 до 6%. Лучшую географическую сбалансированность бизнеса Лянчи отметил среди успехов прошедшего полугодия, наряду с опережающим рынок ростом доходов, выходом на первые позиции в EMEA и Азии, а также прогрессом в экспансии на развивающихся рынках и в продажах конвергентных решений.

Еще одним важнейшим достижением он назвал сохранение уровня прибыльности компании на фоне роста оборота. Доля операционных расходов в выручке от продаж составляет около 8%, а доля операционной прибыли находится на уровне 2%. При росте консолидированного оборота за первое полугодие на 18,6%, до 4,8 млрд. долл., прибыль после уплаты налогов достигла 219 млн. долл., это на 61% больше прошлогоднего показателя. Оборот Acer за 2006 год по ее собственным прогнозам превысит 12 млрд. долл., а чистая прибыль составит 311 млн. долл.

В структуре оборота по-прежнему доминируют ноутбуки, их продажи за отчетный период выросли на 50%, а доля в обороте по сравнению с 2005 годом увеличилась с 57 до 59%. Продажи настольных ПК поднялись на 27%, подняв свою долю доходов с 15 до 16% оборота, а доля выручки от мониторов сократилась с 19 до 18%.

Российский рывок

«Россия, Украина и Польша будут главными объектами географической экспансии Acer в Восточной Европе в следующем году», — заявил старший вице-президент компании Вальтер Деппелер, отвечающий за бизнес в EMEA. На конференции в Монте-Карло о достижениях России не упоминал только директор по продажам на Ближнем Востоке и в Африке, остальные выступавшие отдали им должное.

Россия сегодня входит в десятку крупнейших компьютерных рынков мира, занимая девятое место по объему поставок (1,5 млн. ПК) и четвертое — по темпам их роста (13,7%). При этом, в отличие от тех стран, которые опережают ее по этому показателю, — Бразилии, Индии и Китая — в России Acer добилась практически всего, чего можно, заняв первое место на рынке ноутбуков и второе на рынке ПК. Из всех восточноевропейских соседей Россия сделала самый большой скачок за последние месяцы, доля Acer на российском рынке ноутбуков приближается к 24%, на рынке ЖК-мониторов — к 15%, и только по ПК она не превышает 0,7%.

Главными областями приложения сил российского представительства Acer в следующем году станут настольные ПК, а также продукты для малого и среднего бизнеса, сообщил его руководитель Глеб Мишин. По его словам, спрос на иные виды продукции, выпускаемой компанией для потребительского рынка, например на навигационные устройства, в России пока недостаточно велик, и представительство не планирует ими заниматься ввиду ограниченности ресурсов.

«Трехлитровые» ПК

Традиционно компания продемонстрировала на конференции обновленные линейки для каждого фокусного сегмента, большая часть моделей которых получила процессоры Intel Core 2 Duo. Если размеры дисплеев постепенно увеличиваются, то объемы корпусов настольных ПК, напротив, уменьшаются. Достаточно привлекательно выглядели в выставочной экспозиции «трехлитровые» десктопы семейства Aspire для потребительского рынка серий Idea и L, а также «малыши» для корпоративного рынка Acer Veriton 1000 на базе Intel Core 2 Duo и Acer Power 1000 на базе AMD Athlon 64 X2.

В этом году Acer обновила подход к маркетингу. Теперь ее продуктовые линейки формируются в соответствии с четырьмя пользовательскими профилями: решения для дома и развлечений, для частных предпринимателей, малого и среднего бизнеса и для корпоративных клиентов. В частности, ноутбуки в рамках новой концепции по функциональности разделены на группы: «замена настольных ПК», куда включены модели TravelMate 6460, 6410, 3040 и C210, «мобильность в работе» (TravelMate 4280 и Aspire 5680), «решения для малых офисов» (TravelMate 8210) и «домашние развлечения» (Aspire 9810 с двадцати?дюймовым дисплеем, 9520, 9420 и 5630).

Единственная амбициозная цель Acer, на которой внимание не акцентировалось и в успешном достижении которой можно усомниться, — выход на четвертое место среди поставщиков серверного оборудования. Свыше 70% мирового серверного рынка контролируют американские гиганты — IBM, HP и Sun Microsystems, на региональных рынках сильны позиции местных сборщиков, Acer в отчетах IDC пока неизменно фигурирует в категории «другие». 


Опасное увлечение?

Примерно половина всех компьютеров в регионе EMEA приходят к потребителю через классическую двухуровневую дистрибьюторскую сеть. По данным исследовательской компании Canalys, менее 20% компьютерного оборудования производители сегодня продают напрямую, и увлечение прямыми продажами может пагубно отразиться на бизнесе в ближайшие несколько лет, как считают аналитики. Впрочем, из лидеров рынка ими «увлекается» только Dell. Компании Acer и Toshiba вообще не торгуют напрямую, а в Fujitsu Siemens прямые продажи составляют лишь 5% поставок.