Участники форума «Инфраструктура инноваций в России» поделились надеждами и опасениями
«Этот год стал переломным для развития ИТ, хотя это слово сегодня уже стало привычным», — считает руководитель Федерального агентства по информационным технологиям Владимир Матюхин. «Перелом» произошел благодаря выходу ряда нормативных актов, среди которых закон «О персональных данных», поправки к закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Концепция региональной информатизации до 2010 года и новая редакция ФЦП «Электронная Россия», а также поправки в Налоговый кодекс о льготах «для организаций области информационных технологий». Таким образом, необходимая нормативная база постепенно формируется, хотя ее качество устраивает не всех, например, пробелы в концессионном законодательстве мешают развитию государственно-частного партнерства.
Алексей Сисакян: «Мы предлагаем создать центр венчурного капитала в Дубне, уверен, что он может стать изюминкой ОЭЗ» |
Для развития государственно-частного партнерства в инновационной сфере Минэкономразвития строит схемы каталитического действия, чтобы подтолкнуть процесс, который дальше будет развиваться сам. В акции Российской венчурной компании, одного из главных компонентов этих схем, вкладывается 15 млрд. рублей из Инвестиционного фонда РФ.
Но, несмотря на явные позитивные сдвиги, которые отметили все выступавшие на форуме «Инфраструктура инноваций в России», прошедшем под эгидой Всемирной организации бизнеса (ICC), как охарактеризовать то, что происходит в этой сфере, не вполне ясно.
С одной стороны, виден явный всплеск активности, связанной с инновационной деятельностью, наметился приток инвестиций, формируется механизм венчурного финансирования инноваций, в том числе и в области ИКТ. Развивается система региональных венчурных фондов, предназначенных для финансирования малого и среднего бизнеса: в 2006 году было создано 12 фондов, в дополнение к тем шести, что начали работать в 2005 году. При этом венчурные фонды играют роль не столько реальных финансовых источников, сколько символа государственной заинтересованности в данной области и системы страхования рисков, вдохновляя участников рынка на самостоятельные шаги по выстраиванию финансовых механизмов.
«Мы предлагаем создать центр венчурного капитала в Дубне, уверен, что он может стать изюминкой ОЭЗ», — заявил директор Объединенного института ядерных исследований, член-корреспондент РАН Алексей Сисакян. Переговоры с потенциальными инвесторами уже ведутся. В Дубне предполагается построить в рамках ОЭЗ центр нанотехнологий, дизайн-центр технологий для ядерной энергетики, центр плазменных технологий, центр радиационной медицины, а также единый информационно-аналитический центр. Первым планируется профинансировать создание центра коллективного использования оборудования для нанотехнологического центра.
Инвесторы, подобные Intel, желая защитить свои инвестиции, идут на сотрудничество с властями.
«Верю, что технопарки привлекут в Россию новых инвесторов», — отметил президент Intel в России Стив Чейз.
Своим чередом идут работы по созданию технопарков.
«Мы начинаем работу с инвесторами», — сообщил проректор Санкт-Петербургского государственного университета, являющегося ядром наукограда «Петергоф», Владимир Троян. Проект, включающий ИТ-парк на 30‑40 фирм и 2,5 тыс. программистов (таких показателей предполагается достичь к 2010‑2012 годам), в следующем году получит около 84 тыс. рублей из федерального бюджета.
С другой стороны, реализация данных начинаний отдает присущей нашей стране «кампанейщиной». Как создаваемые инструменты будут работать в комплексе, стыковаться между собой и существующими реалиями, какую систему образуют в итоге, с какими приоритетами, не очень ясно представляют даже энтузиасты.
Между тем РАН до сих пор не может добиться права создавать малые инновационные предприятия в своих институтах. А результат предшествующей громкой государственной кампании — наукограды, не попавшие в ряды ОЭЗ, пребывают в стадии вялотекущего торможения, без какой-либо связи с новыми инициативами и особой поддержки сверху. У власти много новых «игрушек».
Как отмечали участники форума, местное самоуправление тоже выпало из этой системы: выделить землю или снизить налоги муниципалитеты имеют право только при условии бездотационности и профицитности своих бюджетов, но, если не считать нефтегазовых центров, в России таковых практически нет. Венчурные капиталисты в большей степени хотят вкладывать деньги в производство, и лишь около 2% участников венчурных ярмарок интересуются ИТ. Компаний, которые зарегистрировались в качестве резидентов технико-внедренческих зон и должны сыграть роль «якорных» структур, привлекающих других соинвесторов, пока единицы. Тем временем конкуренты России развиваются более динамично.