Поправки к законодательству мало способствуют процветанию белорусской Internet-торговли
Вокруг темы развития электронной торговли в Белоруссии, на всех этапах ее эволюции, в заинтересованных кругах возникали острые дебаты. И если пять лет назад ключевым вопросом была оценка численного состава и платежеспособности аудитории белорусского сегмента Сети, а спустя пару лет предметом дискуссии стало развитие системы онлайновых электронных платежей, то в сентябре 2006 года на повестке дня возникла тема государственного регулирования деятельности Internet-магазинов.
Так, 8 сентября было принято постановление Совета министров № 1161 «О некоторых вопросах осуществления розничной торговли по образцам с использованием сети Интернет». В нем, в частности, сказано, что «в целях совершенствования механизма розничной торговли по образцам с использованием сети Интернет» сайт субъекта торговли должен размещаться на серверах на территории страны, а доменные имена должны быть зарегистрированы в доменном адресном пространстве национального сегмента Сети.
Не регулирование, а ограничение
Постановление № 1161 вступает в силу через шесть месяцев после опубликования, в марте 2007 года. Оно, безусловно, добавит проблем игрокам рынка.
Например, по новым правилам магазин должен иметь доменное имя второго уровня в зоне .by. Ныне же более половины белорусских Internet-магазинов размещаются на двух торговых площадках — shop.by и shop.tut.by и потому имеют доменные имена третьего уровня. Юрий Зиссер, председатель совета директоров tut.by, указывает: «Руководители и специалисты shop.by и shop.tut.by целый год аргументированно пытались разъяснить представителям государственных органов бесполезность постановления… Однако, вопреки здравому смыслу, постановление все равно принято в практически неизменном виде».
По новым правилам белорусский Internet-магазин должен иметь доменное имя второго уровня в зоне .by. Ныне же более половины действующих на территории Белоруссии магазинов размещаются на двух торговых площадках — shop.by и shop.tut.by и потому имеют доменные имена третьего уровня |
По его словам, постановление застало врасплох всех и, по слухам, даже Государственный центр безопасности информации при президенте Белоруссии, которому поручена выдача упоминавшихся свидетельств, обратился за разъяснениями в Совмин. Так что принятие документа приведет лишь к необходимости получить еще одно разрешение в дополнение к существующей лицензии Минторга на «розничную торговлю по каталогам» (эвфемизм для белорусской Internet-торговли). А повышения собираемости налогов не предвидится, поскольку Internet-торговцы как платили единый фиксированный налог, так и будут платить.
Михаил Дорошевич, руководитель проекта e-belarus.org (ресурс, информирующий о развитии сферы ИКТ в Белоруссии), также отмечает неадекватность данного постановления требованиям времени, подчеркивая, что ограничительный характер документа не способствует развитию электронной коммерции и постановление является свидетельством непонимания сути новой экономики в целом и электронной коммерции в частности.
Более оптимистично настроен Андрей Гриневич, директор книжного магазина oz.by (одного из старейших белорусских Internet-магазинов, работающего с 1999 года), который полагает, что постановление «возможно, даже цивилизует» электронную торговлю в стране. А необходимость заплатить за домен 190 тыс. рублей и внести дополнение в лицензию — не проблема для настоящего бизнесмена.
Кстати, стоит отметить также, что стоимость доменного имени (регистрация плюс год поддержки) в зоне .by в пять-шесть раз дороже, чем, скажем, в зонах .com, .org или .net.
Законотворчество
Если государство взялось за регулирование Internet-торговли, то какими законами оно может действительно способствовать ее развитию? Дорошевич считает, что не следует изобретать велосипед — выгоднее и проще изучить мировой опыт и попытаться гармонизировать белорусское законодательство с его учетом. И необходимо урегулировать ряд аспектов сетевой коммерции, в частности надо решить вопросы с электронной подписью (ныне действующий закон был принят еще в 2000 году), с защитой персональных данных (пока вообще законодательно не регулируется), ответственностью посредников, налогообложением, интеллектуальной собственностью.
Пока же в мае инспекция Министерства по налогам и сборам по Минску провела комплексную проверку юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю через Internet, в ходе которой было выявлено, что значительная часть индивидуальных предпринимателей не уплачивает единый налог. После окончания проверки инспекция направила предложения по совершенствованию законодательной базы в этой области в отраслевое министерство. Так что, вероятно, не за горами появление очередных законодательных актов.