Севастопольский судоремонтный завод для управления производством использует информационную систему «Галактика»
В 2003 году руководство «Севморсудоремонта» пришло к выводу о необходимости внедрения на предприятии интегрированной системы автоматизации управления, поддерживающей стандарт MRP-II. В результате тендера была выбрана система «Галактика» |
Судоремонтная компания «Севморсудоремонт» — правопреемница Севастопольского морского завода, основанного в 1783 году как ремонтная база военного флота России на Черном море. Сегодня по своим характеристикам заводские доки холдинга являются уникальными для региона техническими сооружениями; в них можно осуществлять комплексный ремонт и модернизацию различных типов судов. На предприятии работает 900 человек.
Ремонт судна имеет такую особенность: объем работ по мере их выполнения, как правило, претерпевает значительные изменения. За 20 дней, которые в среднем занимает ремонт судна, происходит постоянное уточнение дефектов, а значит, уточняется и перечень работ, иногда меняется состав требующихся комплектующих и материалов. Подчас заключительный документ с перечнем произведенных работ и использованных материалов отличается от первоначальной заявки, составленной на основе нормативов, процентов на 70.
Раньше финансовые результаты на предприятии рассчитывались по данным бухгалтерского учета один раз в месяц в целом по заказу. Отсутствие необходимой детализации по операциям, возможности планирования на более короткие сроки — все это мешало принятию эффективных управленческих решений. Всякий раз требовалось определять предполагаемый финансовый результат и тот ценовой уровень, до которого можно снизить стоимость выполнения заказа.
«Предприятию было важно ежедневно контролировать соблюдение определенного уровня себестоимости заказов», — поясняет Нина Михалик, заместитель генерального директора по экономике и финансам компании «Севморсудоремонт».
В 2003 году руководство «Севморсудоремонта» пришло к выводу о необходимости внедрения на предприятии интегрированной системы автоматизации управления, поддерживающей стандарт MRP-II. В результате тендера была выбрана система «Галактика».
Эта система, по словам Михалик, привлекла своей гибкостью, тем, что доработки под бизнес-процессы предприятия специалисты украинского офиса «Галактики» обещали провести бесплатно, а представители головной фирмы из Москвы помогли провести предпроектное обследование.
Одновременно с реализацией дополнительных функций для поддержки бизнес-процессов, характерных для судоремонта, на предприятии велось внедрение готовых модулей. В первую очередь была автоматизирована работа бухгалтерской и финансовой служб, договорного бюро, отдела материально-технического снабжения, кадровой службы, производственного маркетинга.
Немалых усилий потребовала автоматизация управления производственными подразделениями, в частности, организации формирования планово-учетной документации, в том числе актов дефектования. Это потребовало перестройки работы технологов. Ранее они составляли акты вручную, непосредственно на производственных участках; теперь же для них созданы стационарные рабочие места в офисе, где они вводят необходимые данные в компьютеры. Акты дефектования формируются на основе этих данных уже в системе «Галактика»; связанный с этим процесс отпуска материалов для ремонта также контролируется системой.
К настоящему времени на предприятии автоматизированы управление логистикой, финансами и бухгалтерский учет, управление персоналом, в том числе расчет заработной платы, а также управление производством.
Предприятие получило возможность оценивать плановые затраты на ремонты судов предварительно, по нормативам еще на этапе предпродажной подготовки. «Галактика ERP» позволяет сравнить запрашиваемую клиентом цену на ремонт с действующими ценами на рынке, а также определить фактическую себестоимость заказа по данным нормативной базы.
«Теперь по каждому виду работ мы можем рассчитать маржу, — отметила Михалик. — Раньше расчет безубыточности заказа было просто невозможно произвести без ошибок».
Сейчас объем расходов на единицу продукции рассчитывается с высокой степенью точности.
Себестоимость заказа контролируется ежедневно на основе оперативных данных, причем контроль можно осуществлять и по заказу в целом, и по отклонениям от плановых затрат. Планово-учетные документы сейчас формируются в системе и передаются на производственные участки по каждому виду работ. Этап сдачи работ — оформление соответствующих документов так же реализован в системе «Галактика».
Важной задачей остается создание единого информационного пространства предприятия, состоящего из двух территориально разнесенных площадок. Соответствующая ИТ-инфраструктура пока еще находится в стадии развертывания. Также в планах предприятия — автоматизация управления ремонтами; обширный фронт работ имеется и в области планирования.
«В дальнейшем нам необходимо автоматизировать процесс планирования на месяц, на квартал и на год в целом по предприятию, и оперативное планирование по дням», — рассказывает Михалик. Это не простая задача, потому что заказы часто переходят на следующий месяц — такова особенность производства, и все это нужно согласовывать с графиком выплаты заработной платы.