«Открытые системы»
На конференции Progress Technology World компания представила обновленный пакет предложений и новую стратегию
Для компании Progress Software проведение европейских технологических конференций для разработчиков Progress Technology World имеет особое значение, ведь на регион EMEA приходится почти половина ее общего дохода. Поэтому очередная акция, проведенная в середине сентября в Афинах, была сугубо деловой, лишенной маркетингового налета. Если же оценить общее впечатления от увиденного двумя словами, то этими словами, скорее всего, будут «естественность» и «уверенность».
То и другое — следствие текущего благополучного финансового состояния компании и ее уверенного развития. На протяжении последних пяти лет Progress демонстрирует ежеквартальный рост финансовых показателей. В июне «центральный печатный орган» Кремниевой долины Software Development Times не только удостоил ее специальной награды за стабильность бизнеса, но и номинировал в качестве лидера в двух категориях: SOA and Integration и Data and Host Integration.
Подобное признание особенно значимо, если учесть, что Progress — компания не калифорнийская, как подавляющее большинство софтверных фирм. Ее штаб-квартира расположена на Восточном побережье, в окрестностях Бостона; она входит в число компаний, ведущих свою родословную из Массачусетского технологического института. Бессменным руководителем Progress Software был и остается ее основатель Джозеф Элсоп, выпускник МТИ. Он начинал свою профессиональную деятельность с разработки приложений для бизнеса, что дало ему возможность на собственном опыте убедиться в неудобстве таких инструментов, как Кобол. Чтобы предложить альтернативу, в 1981 году он вместе со своими однокурсниками решил создать компанию, специализирующуюся на средствах разработки; ее первым флагманским продуктом стал язык Progress 4GL.
На протяжении последующих 25 лет Элсоп проводил собственную техническую политику; он более последователен, чем руководители подавляющего большинства аналогичных компаний Кремниевой долины. Но это не просто личный принцип: Элсоп видит радикальные различия в методах ведения бизнеса в двух центрах разработки программного обеспечения, на востоке и на западе Соединенных Штатов. Несхожесть обнаруживается, например, в том, что в Бостоне и его окрестностях дольше сохраняют приверженность месту своей работы, в деятельности здешних компаний присутствует более заметный элемент преемственности. Стабильность оказывается весьма привлекательным фактором для разработчиков, поэтому Progress Software удалось создать прочную инсталляционную базу своих продуктов в лице компаний-партнеров, а это в свою очередь увеличивает стабильность.
В Афинах нынешнюю стратегию Progress озвучивал Джефри Стамен, он так же, как Элсоп, представляет старую гвардию. Выпускник МТИ, Стамен тоже начинал как исследователь и еще в 1973 году получил известность благодаря работе, связанной с системой Janus, предназначенной для сбора и обработки данных в поведенческих науках. Созданный им язык MIMS 4GL можно рассматривать как предшественника Progress 4GL. Система Janus была создана на базе операционной системы Multics. В последующем у Стамена была сложная карьера, в последние годы он занимал должность старшего вице-президента корпорации Oracle, где специализировался на средствах бизнес-аналитики и хранилищах данных.
По словам Стамена, Progress Software позиционирует себя как поставщика программных инфраструктурных решений, при этом она опирается на созданную за годы экосистему разработчиков, создающих приложения для клиентов самого разного размера. Стамен подчеркнул, что Progress сама не занимается разработкой приложений, но зато по числу программных продуктов, созданных с помощью ее средств, она занимает третье место после SAP и Oracle. Преимущество такого рода экосистемы, состоящей из лидера, поставщика инструментальных средств и партнеров, эти средства использующих, по его словам, заключается в том, что все ее участники эволюционируют параллельно, сохраняя неразрывную многолетнюю связь. В данном случае стабильность не означает застой; экосистема «прогрессирует». Еще несколько лет назад Progress была «компанией одного продукта», а сегодня на долю новых программных продуктов, появившихся благодаря приобретениям и новым разработкам, приходится более 30% общего дохода.
Успех в бизнесе Стамен объясняет тем, что стратегия Progress лучше соответствует изменившимся после кризиса 2000 года требованиям со стороны потребителей, у которых пропала тяга к приобретению новых продуктов, зато возросла требовательность к услугам. В число этих требований входит труднопереводимый термин agility, то есть быстрота, высокая скорость внедрения, интеграция гетерогенных аппаратных и программных средств, управляемость и безопасность информационных систем. На одно из первых мест выходит необходимость реализации функций, которые теперь обозначают словосочетанием operational intelligence; от ставшего привычным business intelligence этот тип анализа результатов деятельности предприятия отличается большей оперативностью и динамизмом, практически в реальном времени.
Соответственно изменившимся требованиям вся продуктовая линия Progress Software может быть разделена на три основные группы. В первую входит платформа для приложений, которая позволяет разрабатывать, внедрять и оперировать приложениями; платформа состоит из инструментария разработки приложений OpenEdge и средства для обработки потоковых данных и сложных событий Apama. Во вторую — сервисная инфраструктура, обеспечивающая связь между приложениями посредством сервисов и управление этими процессами. В эту группу входят, прежде всего, сервисная шина предприятия Sonic, инструментарий для управления SOA и Web-сервисами Actional, а также технология для интеграции мэйнфреймов в сервисную среду Shadow. В третью — инфраструктура данных, поддерживающая весь комплекс операций над данными, DataDirect и DataXtend позволяют устанавливать взаимосвязь между данными и интегрировать данные, EasyAsk — создавать запросы на естественном языке, а ObjectStore — оперировать данными как объектами.
В качестве примера использования всей совокупности технологий, предлагаемых Progress Software, на конференции было представлено два наиболее успешных проекта, реализованных в Европе в нынешнем году. В одном из них с использованием Apama была осуществлена комплексная автоматизация крупной книготорговой сети BGN в Голландии. В основе этого проекта лежит использование методов радиочастотной идентификации на всем пути от поступления книги на склад до момента ее продажи. Каждая книга снабжается RFID-меткой в технологическом процессе комплектации партии, поступающей в любой из более чем 30 магазинов сети. Далее эта метка позволяет однозначно идентифицировать любую книгу, благодаря этому упрощается процесс приемки книг и первичной сортировки и в последующем все операционные процессы книготоргового процесса. Когда книги находятся в таре, данные в массовом порядке считываются специальными туннелями. А когда книги располагаются на полках, они индивидуально обрабатываются датчиками-сканерами. В перспективе могут быть использованы интеллектуальные полки, которые смогут информировать о находящихся на них изданиях. В результате автоматизации существенно больший объем продаж может производиться существенно меньшим торговым персоналом. Но этим преимущества автоматизации не ограничиваются. Для покупателей открывается возможность автоматизированного доступа к книжному фонду, для этого созданы специализированные места-киоски, где на естественном языке можно задавать вопросы о наличии книг. Такая возможность позволяет увеличить объем продаж в несколько раз, потому что, оказывается, только треть покупателей в состоянии указать точные библиографические данные книг, кроме того, по запросу даются рекомендации о близкой по тематике литературе. В итоге покупатель получает возможность самостоятельно находить нужную ему книгу и в большинстве случаев покупает не ее одну, но и рекомендованные киоском книги.
Второй пример демонстрирует использование сервис-ориентированной архитектуры и сервисной шины предприятия Sonic. Объектом автоматизации стала бельгийская дилерская сеть, специализирующаяся на продаже и обслуживании автомобилей Volvo. Сеть состоит из 65 относительно небольших пунктов, которые должны быть включены в разнообразные программы Volvo, обеспечивающие разнообразные формы обслуживания автомобилей. У дилерских пунктов есть связи с бельгийским и центральным офисом компании в Гетеборге. Исполнителем проекта была выбрана компания XPower, имеющая пятнадцатилетний опыт работы с Progress Software. Ей потребовалось пять месяцев на создание необходимых приложений и всего две недели на интеграцию всей системы в целом средствами ESB Sonic.
Следующим этапом в развитии отношений между Progress Software и партнерами будет развитие модели Software as a Service, которая предполагает оказание услуг через предоставление программного обеспечения. Достоинства этой модели заключаются в том, что поставщик услуг должен гораздо лучше знать потребности конечного потребителя, чем продавец. В той экосистеме, которая была создана за 25 лет существования компании, переход на принципы SaaS не представляет особой сложности.
Структура продуктового портфеля Progress Software
Средствами OpenEdge DataServer осуществляется доступ к данным в СУБД Microsoft SQL Server и IBM DB2, EasyAsk, к структурированным и неструктурированным данным. Средствами DataXtend они интегрируются. С помощью DataDirect приложения снабжаются данными, ESB Sonic объединяет приложения в архитектуру SOA, управляемую посредством Actional. Инструментарий Apama обеспечивает обработку сложных событий и потоковых данных