В Toshiba считают, что аналитики переоценивают рынок
Несмотря на то что крупнейшие мировые аналитические агентства работают в России уже много лет и их методики измерения в достаточной мере отлажены, время от времени отчеты о состоянии рынка вызывают недовольство отдельных компаний, поскольку в значительной степени влияют на бизнес. Последним примером негативной реакции на работу аналитиков стало заявление российского представительства Toshiba о том, что прогнозы ведущих агентств относительно объема рынка ноутбуков неоправданно высоки, что приводит к «искусственному раздуванию рынка» и вытекающим из этого неприятным последствиям.
При этом к оценке аналитиками собственной доли рынка в Toshiba, как ни странно, претензий не имеют. «Нас не очень расстраивает расхождение в 1-2% с нашими данными», — утверждает глава департамента персональных компьютеров московского офиса Toshiba Игорь Снытко. Тем не менее во втором квартале этого года и Gartner, и IDC поставили Toshiba на четвертое место с 8,7 и 8,2% рынка соответственно. В самой же компании свою долю оценивают в 9,7%, что соответствует третьему месту. Однако основные претензии Toshiba к аналитикам заключаются в оценке не конкретных компаний, а рынка в целом.
«По прогнозам Gartner, российский рынок ноутбуков во втором квартале этого года должен был составить 308,5 тыс. штук, по данным IDC — еще больше, 345,8 тыс. штук, а по нашим оценкам, он не превысил и 280 тыс.», — заявил Снытко. По его словам, из-за того что большинство вендоров доверяют прогнозам аналитиков, свои квартальные и годовые планы продаж в регионе они строят именно на их основе. И если такой прогноз завышен, то в страну ввозится значительно больше ноутбуков, чем нужно, вследствие чего их не удается реализовать, что приводит к падению цен и маржи в канале. А это невыгодно как каждой компании в отдельности, так и всему рынку в целом.
Главной причиной того, что прогнозы аналитиков оказываются столь высоки, в российской Toshiba считают не совсем правильную методику оценки рынка. Например, по словам Снытко, многие аналитики при расчете объемов рынка учитывают «запланированные, но не состоявшиеся впоследствии поставки». Кроме того, полагает он, некоторые производители ноутбуков сами предоставляют аналитикам неверные, заведомо завышенные цифры. Делать это им выгодно по ряду причин: большинство российских дистрибьюторов предпочитают работать только с лидерами, на них же ориентируются и крупные розничные сети.