«Мир ПК»
Рыночные перспективы ускорителей физики комментирует Александр Жаворонков, глава представительства ATI (напомним, что до конца года компании AMD и ATI, недавно объявившие о своем предстоящем слиянии, работают как самостоятельные структуры).
На Computex компания ATI продемонстрировала работу видеоплат в качестве физических процессоров. Но возможно и использование специализированных плат с физическими процессорами. Какой путь вам видится наиболее эффективным?
Рынок аппаратных ускорителей физики только зарождается, и на первых этапах его становления будут представлены самые разные, нередко весьма экзотические, решения. Можно провести аналогии с «игровыми» 3D-ускорителями.
Александр Жаворонков, глава российского офиса ATI: «Рынок аппаратных ускорителей физики только зарождается, и на первых этапах его становления будут представлены самые разные, нередко весьма экзотические, решения» |
В первые годы после их появления платы, работавшие только с трехмерной графикой в паре с традиционным видеоадаптером, были весьма популярны.
Однако от этой концепции довольно быстро отказалась даже создавшая ее компания 3Dfx. Дискретные ускорители физики, на мой взгляд, проживут на рынке еще меньше, ведь все необходимые аппаратные возможности уже представлены в современных графических ускорителях с поддержкой третьих шейдеров (в частности, в платах семейства Radeon X1000).
К тому же рынок дискретных физических ускорителей в сотни и тысячи раз меньше рынка графических плат, так что разработчики этих устройств просто не имеют необходимых ресурсов — а зачастую и опыта — для производства действительно мощных и эффективных процессоров.
К примеру, популярная плата Radeon X1600 XT выполняет физические расчеты минимум вдвое быстрее, чем дискретные ускорители физики, и стоит при этом в два-три раза дешевле. (Утверждение о двукратном превосходстве основано на соотношении числа столкновений, которые обсчитывают Ageia PhysX и ускоритель Х1600 ХТ; этот факт не гарантирует сравнимого преимущества Х1600 ХТ в реальных приложениях. — А. Б.).
Какого уровня видеоплаты можно использовать в качестве ускорителей физики?
Теоретически взять на себя расчеты физики могут любые графические ускорители с поддержкой третьих шейдеров (именно в этой модели впервые появились динамические условные переходы, повсеместно применяемые в вычислительных приложениях). Чтобы поддержка физики была действительно эффективной, графический процессор должен не просто обладать солидным запасом вычислительной мощности, но и обрабатывать условные переходы действительно быстро. Так, семейство Radeon X1000 с нуля разрабатывалось для максимально эффективного исполнения третьих шейдеров. Именно Radeon X1600 XT я бы порекомендовал в качестве первого ускорителя физики — эти платы недорогие и отличаются значительным запасом производительности.
Как повлияет выход физических процессоров на объемы продаж ATI на российском рынке? Любят ли в нашей стране тратить деньги на высокопроизводительные видеоплаты?
Запуск физических процессоров в массовое производство, скорее всего, подстегнет продажи как видеоплат, так и системных плат в России и СНГ. Учитывая текущие продажи «топовых» плат и систем CrossFire, можно с уверенностью сказать, что отечественные геймеры охотно тратят деньги на производительные графические платы и дополнительные аксессуары.
Отмечу также, что крупные отечественные сборщики, компании Depo Computers и «К-Системс», выбрали ATI как эксклюзивного партнера по графическим платам, а следовательно наши технологии ускорения графики и физики будут широко представлены на российском рынке ПК. Мы ожидаем, что наши продажи достигнут рекордного уровня уже в октябре этого года.
Возможность перенести физические вычисления на графические платы, уже находящиеся в массовом производстве, только ускорит приход новой технологии на российский рынок: все «железо» уже доступно, все ждут только программной поддержки.
Как скоро пользователи смогут почувствовать реальный прирост скорости от применения физических процессоров? Когда ожидается появление игр, которые в полной мере смогут использовать физические процессоры для значительного улучшения моделируемого игрового мира?
Все игры, использующие последнюю версию физического интерфейса Havok FX, будут поддерживать аппаратное ускорение физики автоматически. Первые из них ожидаются уже в конце нынешнего года.
Аппаратное ускорение физики позволит разработчикам создавать более реалистичные игровые миры, заменив статичные декорации множеством новых действительно интерактивных объектов, которые можно взять, рассмотреть, бросить, разрушить.
Появится возможность реалистично моделировать потоки воды, дым, туман, пар и колебания тканей на ветру. Словом, речь идет не просто об очередных визуальных эффектах, а о возможности создания нового поколения удивительно интерактивных и реалистичных игр.