Network World, США

Кто победит в борьбе за унифицированные коммуникации?
Говард Андерсон — основатель компаний Yankee Group и YankeeTek, а также совладелец венчурного фонда Battery Ventures. Выступает с лекциями по технологиям в Массачусетском технологическом институте, на конференциях и семинарах. С ним связаться по электронной почте по адресу handerson@ yankeetek.com.

Давайте вспомним о величайших противостояниях: добро и зло, Red Sox и Yankees, Hertz и Avis, Duke и UNC и, наконец, Microsoft и IBM, а также Novell, Netscape, AOL, Linux, Google, Министерство юстиции США, Sun, Sony, Европарламент. Теперь наступила очередь противоборства с Cisco Systems.

В своих основных рыночных нишах и Microsoft, и Cisco занимают доминирующее положение и стремятся к расширению жизненного пространства.

Чтобы не допустить замедления роста собственного бизнеса, обе корпорации развертывали все новые и новые проекты, основанные на приобретении других компаний.

Чарльз Жанкарло, директор по развитию бизнеса Cisco, исколесил весь мир, скупая интеллектуальную собственность. В Microsoft поступают точно так же, зачастую переводя купленные коллективы в Сиэтл, чтобы приблизить их к святая святых программирования. Обе корпорации располагают свободными финансовыми средствами, исчисляемыми миллиардами.

Microsoft приобрела десятки небольших технологических фирм — как и Cisco. Кроме того, Cisco выложила огромные деньги, 6,9 млрд. долл., за компанию Scientific-Atlanta, занимающуюся системами кабельного телевидения, в основном потому что Cisco не пользовалась до сих пор популярностью среди кабельных операторов. Microsoft обратилась к этой отрасли несколько лет назад, когда инвестировала 1 млрд. долл. в компанию Comcast, надеясь таким образом завоевать новых друзей (и это получилось), которые помогут в продвижении телевизионных кабельных приставок (а вот этого сделать не удалось). Кабельным операторам нравятся деньги Microsoft, но они не одобряют ее намерения.

Несколько лет назад я сказал — как главе Cisco Джону Чамберсу, так и Биллу Гейтсу, — что рано или поздно их компании вступят в конкурентную борьбу.

В ответ оба они отметили беспочвенность подобных прогнозов, наличие исключительно взаимного уважения друг к другу и отсутствие пересечения взаимных интересов. Однако они вряд ли были искренни. Это напоминало заверения Дона Карлеоне в том, что Барзини всегда был его кровным братом.

В какой области будут конкурировать Microsoft и Cisco? И когда наступит этот момент? Давайте рассмотрим IP-телефонию. Обе компании прилагают огромные усилия для продвижения собственного унифицированного клиентского программного обеспечения для настольных систем. Фактически Cisco Unified Communicator и Microsoft Communicator выполняют одни и те же функции.

Cisco наступает на этот сектор с позиций корпоративных коммуникаций, Microsoft — с плацдарма настольных ПК. Компании будут бороться за свое присутствие как на серверных, так и на настольных платформах. Что же станет решающим фактором? Считают ли ИТ-руководители ключевым фактором рабочие станции и поэтому выберут Microsoft, или, ориентируясь на коммуникации, предпочтут Cisco?

Рассмотрим «дилемму ИТ-директора» глубже. Вполне понятно, что ИТ-руководители уже имеют отношения с Cisco и Microsoft, окрашенные оттенками любви и ненависти.

Обе компании, как не трудно заметить, уверены в себе. Каждая получает свою десятину из ИТ-бюджетов предприятий. И, честно говоря, у ИТ-руководителей нет реальной альтернативы, по крайней мере при выборе маршрутизаторов или программ для настольных систем. Однако унифицированная система обмена сообщениями — это поле для совершенно новой игры.

Кто окажется ближе к корпоративным заказчикам? Вероятно, это будет Cisco: дело в том, что Microsoft практически не предоставляет поддержки никому, кроме стратегически важных клиентов.

И у Cisco, и у Microsoft есть решения в области унифицированных коммуникаций, включая определение присутствия абонентов, мгновенный обмен сообщениями, телефонию, чаты. Cisco обладает также голосовой почтой, но ее отсутствие Microsoft может легко преодолеть, купив несколько компаний. Мгновенные сообщения и чаты? Здесь позиции Microsoft лучше. Но Cisco может похвастаться исчерпывающей интеграцией голосовой почты, конференц-связи и видео, а у Microsoft подобные сервисы пока не объединены.

Стоимость? Здесь Microsoft, обладает, по-видимому, преимуществом благодаря структуре более низких цен. Заметность? Продукты Microsoft хорошо известны — это и PowerPoint, и Word, и Outlook. Решения Cisco присутствуют всюду, окутывая инфраструктуру, но пользователи просто не видят некоторые из них.

Microsoft начнет наступление, используя в качестве плацдарма Exchange и электронную почту. Конек Cisco — IP-коммуникации. Когда же это все начнется? В следующем году.