Datastream Solutions CIS продемонстрировала средство автоматизации управления основными активами и фондами капиталоемких предприятий
Повышение эффективности деятельности промышленных предприятий требует их комплексной автоматизации. Несмотря на очевидность этого утверждения, проблемы автоматизации многих российских промышленных компаний все еще весьма далеки от решения.
По мнению представителей ряда системных интеграторов, работающих в этой области, руководители многих заводов начинают преобразования не с внедрения современных ERP-приложений, а с установки программных комплексов, непосредственно влияющих на производственную деятельность и в значительной степени определяющих повышение прибыльности (как правило, в таких организациях существуют АСУТП и какие-либо системы верхнего уровня, часто не самые совершенные).
В ПО такого класса входят производственные исполнительные системы (MES), автоматизированные системы оперативно-диспетчерского управления, системы управления основными производственными фондами (Enterprise Asset Management, EAM).
Надежда Прожогина: «Внедрение EAM-системы позволяет почти на треть снизить операционные расходы и увеличить чистую прибыль на 10%» |
Последние особенно важны для российских предприятий, износ оборудования которых превышает, по некоторым оценкам, 70%. Утверждается также, что в нашей стране до 30% агрегатов, прошедших капитальный ремонт, выходят из строя сразу же после ввода их в действие, а до 60% преждевременных отказов оборудования вызвано некачественным монтажом и техническим обслуживанием. В то же время средняя загрузка ремонтного персонала составляет от 25 до 35% его рабочего времени. Применение EAM-приложений не только улучшает качество и уменьшает стоимость управления основными фондами, но и способствуют снижению доли затрат на обслуживание в себестоимости продукции в среднем с 25-30 до 10%.
Термин EAM был предложен аналитиками Gartner, которые считают, что на сегодняшний день во всех странах мира работают около четырех сотен производителей систем такого класса. По оценкам этой компании, лидерами данного сегмента мирового рынка являются MRO Software с системой Maximo и Datastream Systems (она куплена в начале текущего Infor Global Solutions) с Datastream 7i. В России разработками в этой области занимается компания «СпецТек» (система Trim).
Основные особенности и аспекты использования Datastream 7i обсуждались на семинаре, организованном в первых числах июля Datastream Solutions CIS (представительством Datastream в России и других странах СНГ).
Datastream 7i является, по утверждению разработчиков, первой EAM-системой, полностью основанной на Web-технологиях, доступ к которой осуществляется с использованием обычных браузеров. Web-сервер работает под управлением Windows и различных версий Linux и Unix. В качестве единого хранилища информации используются СУБД Oracle, либо Microsoft SQL Server. Модульная архитектура существенно упрощает освоение и поэтапное внедрение этого программного комплекса.
В базовые функции Datastream 7i входят паспортизация и ведение базы основных фондов, управление профилактическими и ремонтными работами, планирование и проведение инспекций, управление материально-техническим обеспечением, поддержка мультиорганизационной структуры территориально распределенных предприятий.
Иерархическая древовидная структура представления информации облегчает сбор и анализ данных, характеризующих процедуры обслуживания и связанные с ними затраты в течение полного жизненного цикла, как отдельных объектов основных фондов, так и их групп. Используются механизмы управления проектами, а для удобства планирования налажена совместная работа с Microsoft Project 2003.
Модуль Datastream 7i Analitics включает средства обработки данных и прогнозирующего моделирования. Его применение совместно с Advanced Reporting обеспечивает поддержку принятия решений при определении оптимальной стратегии работы с основными фондами предприятий. Предусмотрена также интеграция с ERP-, CRM-, MES- и SCADA-приложениями.
Выпущенная весной версия 7.10 системы Datastream 7i содержит ряд дополнений. Так, например, введен модуль, обеспечивающий обслуживание оборудования «внешних» заказчиков. Стало возможным получение заявок через Internet. Наряду с этим значительно повышена эффективность взаимодействия с компаниями-клиентами за счет встроенного центра обработки телефонных вызовов. Сервис-ориентированная архитектура поддерживающего его модуля значительно упрощает интеграцию с существующими приложениями и обмен информацией между ними.
Расширены функции модуля управления бюджетами, применение которого теперь предоставляет возможность настройки их структуры, а также мониторинга состояния финансовой дисциплины путем автоматического контроля расходов и формирования отчетов как по отдельным проектам, так и в рамках всего предприятия.
Среди других нововведений — контроль за изменениями, внесенными в процесс профилактического обслуживания; динамическая сегментация при интеграции с географическими информационными системами; сокращение времени синхронизации данных мобильных пользователей.
По словам директора по продажам и маркетингу Datastream Solutions CIS Надежды Прожогиной, среднее время внедрения составляет полгода, а возврата инвестиций — полтора года.
До недавнего времени партнерами Datastream были компании «Весть», «РТСофт», «Энвижн Груп» и Data+, а в июне к ним присоединилась также IBS. К настоящему времени в нашей стране насчитывается десять внедрений Datastream 7i. Прожогина заявила, что после создания в июне 2005 года российского представительства Datastream продажи во второй половине текущего года превысили почти в пять раз результаты второго полугодия прошлого года.