Сфера госзакупок — одна из самых коррупционных. Как заявил в ходе круглого стола, посвященного противодействию коррупции в секторе государственных и корпоративных закупок, начальник Управления по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ Федеральной антимонопольной службы РФ Михаил Евраев, по самым скромным подсчетам, по причине нечестных тендеров казна теряет не менее 300 млрд. руб. в год.
«Мы должны признать, что сегодня в абсолютном большинстве конкурсов победитель известен заранее», — заявил председатель комиссии Государственной думы по противодействию коррупции Михаил Гришанков. «Доля честных конкурсов составляла не более 1%», — подтвердил Евраев. Но, по его мнению, благодаря вступившему в силу в этом году федеральному закону о размещении государственного и муниципального заказа, в котором прописан закрытый перечень требований к участникам конкурса, этот уровень должен снизиться примерно в два раза. И необходимо расширить сферу применения электронных торгов и перечень продукции, которую можно продавать только на аукционах.
Михаил Гришанков: «Мы должны признать, что сегодня в абсолютном большинстве конкурсов победитель известен заранее» |
Однако предусмотренные новым законом аукционы, где отбор осуществляется только по одному параметру — цене, пока не стали реальностью. Текущий год — время становления системы контроля за госзакупками — стал нелегким для госзаказчиков. В течение нескольких месяцев ФАС рассмотрела порядка 600 жалоб, часть которых привела к пересмотру итогов конкурсов.
По словам Гришанкова, около 20 подзаконных нормативных актов, необходимых для борьбы с коррупцией, до сих пор не разработано. «Этот год должен стать переломным, дальше так продолжаться не может, только очень богатая страна выдержит такой уровень коррупции», — заявил он. На днях в Уголовный кодекс уже вернулась конфискация имущества, а вскоре ожидается ратификация конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.
Несмотря на отсутствие возможностей для честной конкуренции, большая часть российских компаний пока не готова жаловаться в ФАС, вероятно, придерживаясь народной мудрости «не буди лихо, пока оно тихо». «Меня удивляет пассивная позиция бизнеса», — заявил Гришанков.
Тем не менее именно бизнес периодически порождает инициативы, которые при должной поддержке могут содействовать разрушению системы мздоимства. Так, Национальная ассоциация участников электронной торговли и Межрегиональное общественное движение «Против коррупции» выступили инициаторами проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок», нацеленный на выявление системных недостатков методов закупок, которые способствуют возникновению коррупции. По словам исполнительного директора НАУЭТ Антона Никольского, источниками данных для анализа станут результаты анкетирования, официальная статистика и информация участников ассоциации. В число оцениваемых параметров войдут отклонение стартовых цен от среднерыночных, количество участников конкурса, соотношение начальных и фактических цен, а также уровень использования информационных систем. Результаты исследования уровня прозрачности методов закупок государственных и корпоративных структур планируется опубликовать в форме рейтинга в сентябре 2006 года. «Инициативу НАУЭТ надо поддерживать, но сопротивление будет невероятным», — считает Гришанков.